воскресенье, 8 декабря 2019 г.

Южнорусский степняк

К вопросу о раннесредневековой этнической ситуации на северо-западном Кавказе с точки зрения археологии краснодарский археолог Пьянков А.В. приходит к выводу, поддержанному большинством кубанских археологов: если исключить абазин, а также зихов, хоронивших покойников методом ингумации (во всяком случае, именно причерноморские ингумационные погребения данной эпохи вслед за Анфимовым Н.В. относят к зихским), остаются касоги. Родство их культуры с культурой кочевников Подонья, происходящих в свою очередь из Южного Приуралья, навело исследователя на мысль, что касоги — переселенные хазарами на окраины каганата тюркоязычные кочевники, к ХIII в. ассимилированные зихами, консолидация с которыми происходила на фоне общего противостояния аланам.
Характерной чертой биритуальных могильников является единство материальной культуры при различии в обряде. Как и практически все остальные Гадло А.В. связывал это с хазарской территориальной и культурной экспансией. Наименование касоги носили как адыгоязычное население, так и часть тюркоязычного кочевого населения, внедренного на территорию Таманского полуострова хазарской администрацией. Последнее более вероятно.
По мнению Гадло А.В., возвышение касогов началось в VII веке. Если же перейти к реконструкции политической истории, то увидим региональные особенности. Нестор-летописец упоминает касогов как союзников хазар. В «Кембриджском документе» зихи же — противники хазар. Академик Рыбаков Б.А. предложил связать касогов с древними русами (Рыбаков, 1953. С. 102–103).
К чему все эти цитаты? Каждый из ученых выделяет одну определенную черту касогов и сравнивает ее с культурой других народов. Ямки и оружие в захоронениях как у булгар, двухконьковые шумящие подвески как у угро-финнов, кони в могилах как у тюрков, горшки с прахом как у славян, начельник коня как у алан, каменные ящики как у зихов.
О чем это говорит? Видно же, что сборная солянка народов, плавильный котел степных рыцарей Хазарии. Все вместе это и есть государственная всадническая культура каганата. Военно-демократическое устройство окраин каганата. Как иначе объединиться разноверующей и разноплеменной Орде. Огненный культ и идеология степных рыцарей сработала, привлекла часть булгар, зихов, алан и славян в новую, грозную и очень нужную для государства силу. Наши степняки готовы были всегда выступить в поход, заселить пограничные районы, организовать таможенные посты, охрану караванов, курьерскую службу, образумить непокорных вассалов. И все это не за зарплату, а ради славы, подвигов, добычи.
Весь смысл существования касогов — военный промысел на службе государства. Неважно где именно жили касоги и какой этнос располагался в древности вокруг того региона, это были гарнизоны, военные городки и поселения. Погребения древних касогов находят с конем и без коня. С воинским снаряжением и без него, с разным количеством и качеством оружия. Прах в урне, без урны или в каменном ящике. Даже горшок с прахом может быть перевернутым, с крышкой и без. Очевидно, что тут просто градация воинской доблести у разношерстных народов, составляющих касожские гарнизоны. Еще одна особенность привлекает внимание. Могильники с многочисленными трупосожжениями расположены возле стационарных поселений — крепостей. Был единый культ, но каждый отдельный случай захоронений это свое собственное культурное начало из памяти своего народа, не меняя общего солнечно-огненного культа. По богатству отличаются только мужские погребения, женские социально одинаковы. Это признак военизированного общества. Больше всего статусного инвентаря в захоронениях молодежи до 35 лет, верный признак военизированного общества.
Начало сложения смешанной родоплеменной единицы — завоевание хазарами Великой Булгарии. У зихов и касогов была разная степень развития общества, племенная у первых и военная демократия у вторых. Зихи — пехота, касоги — кавалерия. Касоги дали зихам элементы всаднической культуры. Произошло распространение единой идеологии всадничества, единых культов и мировоззрения, распространение письменности и сложение эпоса, наполненного степными «бродячими сюжетами». Не могут быть исключительно зихи касогами. У касогов распространена бытовая руническая письменность, не могли же зихи забыть свое письмо? Зато позже мы видим касожское письмо на стенах киевских соборов. Причем писал православный и русскоговорящий касог. Какие зихи в районе Дона, где тоже обнаружена масса касожских кремаций?
Для нас важен факт хронологической последовательности появления кремационных захоронений первоначально в Кубано-Черноморском районе, несколько позже — в верхнем Подонцовье, что согласуется со временем и последовательностью распространения на данные регионы власти Хазарского каганата. Это позволяет предположить, что и те, и другие оказались в бассейне Северского Донца и на Осколе в результате одних и тех же событий первой половины VIII в., затронувших народы, входившие в состав Хазарского каганата. А именно, арабо-хазарская война и включение славянских земель в орбиту интересов империи. В Армении есть город и река Касах, а значит и туда наши степняки несли на саблях славу и подвиги. Возможно слово «козырный» связано с нашими касогами.
Цитата: Власть Рима и Византии над Зихией, как видно, была всегда не достаточно прочной. Возможно, это лишило зихов поддержки со стороны римлян во время нашествия готов в 230–250 гг. и гуннов в 371 г. Этим завоевателям удалось вытеснить зихов из северных территорий страны, из окрестностей современного Новороссийска и Геленджика. Отсюда слова Прокопия о том, что к северу от зихов и санигов до «Меотского болота» (Азовского моря) и до реки Танаис (Дон) живут гунны и отдельные группы готов (Бгажноков Б.Х. «Зихи и абазги в древней истории абхазо-адыгских племен»).
Зихи — христиане с 6 века, а касогов, как мы знаем, крестили князья Мстислав и Ростислав. Все сведения о касогах для русских летописей дал Никон Тмутараканский, живший на Тамани в 1061-66 и 1073-74 годах. В иллюстрациях к летописи нет никакой разницы в головных уборах и вооружении касогов и руссов. Славяне в Хазарии были и воевали вместе с алано-булгарами. В славянских могильниках того времени находят обломки наборных поясов и сабель, а булгары благодаря славянам сменили юрту на землянку с печью. Последняя запись о касогах — 1222 год, нашествие на страну касогов монголо-татар. Позже слово касог не употребляется, а для племен северного Кавказа используются термин черкес. Зато у монголо-татар одновременно появляются казаки с тем же степным набором прав.
Для одного этноса касоги слишком внезапно появились в VIII веке, исчезли в X веке, снова появились в XII-XIII веках. В XIV веке известия о них исчезли навсегда. А если принять касогов за всадническую культуру степных рыцарей из разных племен, все сходится. Их же, касогов, в том же качестве пограничных и внутренних войск использовали монголо-татары. Тоже в многонациональном составе и с рыцарским статусом вольных людей. У гуннов за время походов произошло тоже самое.
Гумилев Л.Н. весьма справедливо отметил, что в этом заключалось основное отличие хунну от гуннов. Держава Хунну с ее строгой наследственной властью исчезла. На смену ей пришла военная демократия, характеризующаяся институтом военных вождей.
Главными центрами расселения были крепости со своими посадами, и на них, по-видимому, прежде всего начиналась хозяйственная деятельность. Постоянными жителями этик крепостей были воины по профессии и земледельцы по занятию. На эти центральные поселения свозили результаты хозяйственной деятельности с тех хозяйств, которые были расположены на ближайших и, очевидно, дальних землях. Всадники-земледельцы распахивали эти земли «наездом», то есть какое-то время не имели на них никаких хозяйственных построек, приезжали только для выполнения сельскохозяйственных работ, увозили полученный урожай и уводили нагулянный скот в места постоянного жительства.
Незначительное количество предметов связанных с сельским хозяйством, а также присутствие на них достаточно большого числа погребений людей в сопровождении коня, позволяет предположить, что населения, оставившего данные некрополи, больше специализировалось на скотоводстве, и их деятельность была больше связанна с выполнением воинских функций. Война и все, что с ней связано, было основной деятельностью и для части населения, кремировавших своих покойников. Хазария начинает эксплуатацию местного населения силами алан и касогов. У касогов сложная иерархия военного сословия и группировка вокруг крепостей.
Биритуальные захоронения алано-болгар-касогов и территориальная община. Общественные отношения на основе военно-феодального принципа. Население распределяется не по родоплеменной, а на основе военно-административной системы. Каждая родовая единица вливается в сотню. Дети, захваченные в набегах, становились полноправными членами сотни. Практиковалось насильственное переселение славянских общин на земли сотни. В печенежскую эпоху наоборот — алано-болгары-касоги переселялись на земли славян в качестве младших членов общины.
Исследования последних лет расширили круг открытых в Прикубанье погребений этого типа, так что встал вопрос о выделении этих памятников в особую Кубано-Черноморскую группу. В этом отношении безусловно права С. А. Плетнёва, высказавшая мысль, что в бассейне Северского Донца открыт новый этнос, «ранее нам не известный или неосознанный», который необходимо вписать в сложившуюся и казавшуюся вполне завершенной картину жизни Северо-Западной Хазарии». Население состояло из различных этнических компонентов, оказавшихся здесь в разное время и при различных исторических обстоятельствах. Эти компоненты не являлись целостными этносоциальными организмами. Они представляли собой разрозненные части этнических общностей, формирование и функционирование которых до их включения в состав Хазарского каганата протекало в других политических и экономических условиях, а также на других территориях.
Мы за многонациональное происхождение касогов, дружинный набор этноса, военно-демократическое устройство касожского общества, плавильный котел разноверований и разноплеменностей, из которого со временем вышел южнорусский степняк.

* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий