Степная руника
(кубано-донское
средневековое письмо 7 -
10 веков)
* * *
Кроме
общеизвестных скандинавских и тюркских
рун существуют степные кубано-донские
руны, иначе говоря, кубано-донское
средневековое письмо. Замысел этой
книги состоит в том, чтобы немного
разобраться и упорядочить имеющихся
на 2019 год знания по этой теме, попробовать
составить клавиатурный вариант нашей
руники, выложить все факты и буквы в
открытый доступ. Наши степные руны не
хуже прочих, возможно, кириллическая
письменность произошла из них. Надеюсь,
у читателя появится дополнительный
интерес к изучению древней кубанской
истории.
Термин
руническая письменность изначально
имел отношение только к германским
рунам, но со временем стал применяться
ко всем «чертам и резам», то есть древней
письменности на определенной стадии
развития и выполненной на твердых
материалах. Кызласов Игорь Леонидович
предложил применять термин «степные
руны» для обозначения нашей письменности,
отличной от германской. За каждым
алфавитом стоит свое государство, распад
одного государства и возникновение
нового связаны с изменением алфавита.
Кызласов И. Л. исследует 38
надписей Хазарии руникой. Он считает,
что крепость Хумара — основной материал
по кубанским рунам. Еще есть руника в
городище Каракент, Житковском могильнике,
Маяках (Украина), Седьяре, Биляре, Оноше
(последние три — Поволжье). Собрав
надписи там, где археология стопроцентно
подтверждала наличие хазарского
культурного слоя, он получил знаки
степного алфавита. Несходство форм
одного и того же знака может объясняться
различием почерков и грамотности
писавших, неполной сохранностью и
степенью твердости материала. Повреждения
камней, царапины и сколы могли приниматься
за знаки руники. Все это нужно учитывать,
минусовать редко встречающие знаки.
Алфавитную основу кубанского письма
дают надписи Хумаринского городища.
Различия букв как особенность почерка
писавшего.
По
Кызласову И. Л. надписи схожие на кубанскую
рунику позднего периода можно называть
генетическими, то есть производными.
Существует несколько двуязычных
надписей: греческо-руническая и
славянско-руническая. Отсюда имеем
дополнительное подтверждение значения
знаков. Любопытно, что основными, главными
знаками считались согласные. А к гласным
знакам относились как к дополнительным,
необязательным, лишь меняющим немного
направление звучание согласного. Похоже
на наш русский мягкий знак, он тоже не
звучит, но изменяет звук согласных. Руны
гласных звуков могли дописывать внутрь
согласных, прикреплять сверху или снизу
к основному знаку. Эхо тех времен — наша
русская буква «Щ». На древнюю руническую
гребенку, обозначающую «Ш» просто снизу
дописали снизу букву «I». Вот и получилась
новая буква славянского звука, которого
не было у касогов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий