суббота, 28 декабря 2019 г.


Турчанинов Г. Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка
стр. 114-118

Исследуя слова и меты на альчиках, мы пришли к выводу, что ими, вероятно, обозначались различные стороны человеческой личности и жизни. Альчики были игральными костями и когда игроку выпадал альчик с тем или иным начертанным на нем словом, он считал это знамением судьбы. 
Руническое аланское слово «IK» — иш-достаток, слово «A» — антаст-удача, слово «Z» — зынты-тяготы. От аланского «аентаест», возможно, произошло современное слово фантастика.  
На фестивалях и в казачьих классах вполне возможно возродить древнюю степную игру в альчики. Себестоимость и время на изготовление минимальные. Достаточно иметь один образец.


Магия альчиков Хазарии

На альчики (астрагалы) наносили по одному руническому знаку и использовали их для гадания. Какая зашифрованная буква выпадала, такая и судьба. Известно 14 разных таких знаков, обозначающих различные стороны человеческой жизни и личности: достаток, доблесть, благополучие, удача, могила, тяготы, счастье, сила, порок и тому подобное. Просверленный альчик носили при себе. Альчики имели такую ценность, что их находят в могильниках среди вещей нужных в загробном мире.
Флерова В. Е. указывает, что рисунки на альчиках не похожи на счет и тамги. Считает знак решетки оберегом. А знак лесенки мировым деревом. Квадраты как схема горизонтального мира. Солярная символика на альчиках.
Астрагалы с магическими знаками в средневековье давали направление, как лечить пациента, у кого из божественных сил просить помощи, куда изменить дорогу судьбы и т. д. Сочетание символов нескольких альчиков как дорожная карта для испытуемого. Для населения каганата альчики не были игрушками, а относились к религиозной практике.
Флерова В. Е.  считает, что «ни условия находок астрагалов при раскопках аланских и болгарских памятников, ни этнографические параллели не дают основания однозначно определить как функцию самих астрагалов, так и знаков на них нанесенных». Альчики находят в могильниках поединично, по несколько штук и даже наборами. Метки встречают не на всех альчиках, а на все лишь части из них, от четверти до двух третей костей. Тамги и цифры на кости на наносились.
По мнению Флеровой В. Е. наличие буквенных знаков на альчиках предполагало, что их хорошо знает только хозяин костей, то есть коточки использовались в ритуальных обрядах, а не несколькими игроками.
Гадание по положению упавших костей называется «звериный жребий», узнавали по рунике исход болезни или дальнейшую судьбу.

Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии
Флерова В. Е. Граффити Хазарии






Комментариев нет:

Отправить комментарий