Новичихин А.М.
Воинский кенотаф с захоронением боевого коня на средневековом могильнике Андреевская щель. Военная археология: Сборник материалов семинара при Государственном историческом музее. – М.: Квадрига, 2008.
Вопрос об этнической атрибуции носителей обряда трупосожжения в Закубанье и Причерноморье, несмотря на большое число исследованных памятников, долгое время был далек от окончательного решения. Так, Е. П. Алексеева предполагала, что кремации следует считать погребениями предков абазин, М. Л. Стрельченко и М. Г. Минеев – одной из разновидностей погребального обряда адыгов. А. В. Дмитриев, А. В. Пьянков и В. А. Тарабанов находили в погребальной обрядности и материальной культуре носителей традиции трупосожжения элементы, позволяющие связывать эти памятники со степными кочевниками – тюрками или тюрко-уграми. В последние годы А. В. Пьянковым и Е. А. Армарчук приведены аргументы, дающие основание идентифицировать носителей обряда кремации в Закубанье и Причерноморье с историческими касогами. Аналогичное мнение об этнической атрибуции закубанских и причерноморских кремаций высказывал и автор настоящей статьи.
Публикуемое захоронение, как, впрочем, и другие открытые на могильнике Андреевская щель погребения, не дают новой информации в поддержку какой-либо из перечисленных гипотез. Однако, вне зависимости от этнической принадлежности, этот неординарный, как по обряду, так и по выразительному вещевому набору, комплекс позволяет связывать пока еще мало изученные средневековые древности района Анапы с широким кругом средневековых культур Северного Кавказа.
Воинский кенотаф с захоронением боевого коня на средневековом могильнике Андреевская щель. Военная археология: Сборник материалов семинара при Государственном историческом музее. – М.: Квадрига, 2008.
Вопрос об этнической атрибуции носителей обряда трупосожжения в Закубанье и Причерноморье, несмотря на большое число исследованных памятников, долгое время был далек от окончательного решения. Так, Е. П. Алексеева предполагала, что кремации следует считать погребениями предков абазин, М. Л. Стрельченко и М. Г. Минеев – одной из разновидностей погребального обряда адыгов. А. В. Дмитриев, А. В. Пьянков и В. А. Тарабанов находили в погребальной обрядности и материальной культуре носителей традиции трупосожжения элементы, позволяющие связывать эти памятники со степными кочевниками – тюрками или тюрко-уграми. В последние годы А. В. Пьянковым и Е. А. Армарчук приведены аргументы, дающие основание идентифицировать носителей обряда кремации в Закубанье и Причерноморье с историческими касогами. Аналогичное мнение об этнической атрибуции закубанских и причерноморских кремаций высказывал и автор настоящей статьи.
Публикуемое захоронение, как, впрочем, и другие открытые на могильнике Андреевская щель погребения, не дают новой информации в поддержку какой-либо из перечисленных гипотез. Однако, вне зависимости от этнической принадлежности, этот неординарный, как по обряду, так и по выразительному вещевому набору, комплекс позволяет связывать пока еще мало изученные средневековые древности района Анапы с широким кругом средневековых культур Северного Кавказа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий