Про рунику
По Турчанинову Г. Ф. черные булгары и аланы общались на восточно-иранском языке. Двузвучные знаки тяжело воспринимаются, их можно разложить на отдельные буквы. Цифры тоже писали слева направо. Прорисовка всех рунических знаков моя, извините, точно не художник, может быть кто-то сможет изобразить их по-дизайнерски. Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Древние кубанцы вели отсчет времени по селевкидской эре, начальная дата 01.10. 312 г. до нашей эры. Счет вели не десятками или дюжинами, а двадцатками. Вместо знака словораздела «:» иногда использовали паузу, пробел между слов, могли поставить вместо двух одну или три точки.
Слово «пиво» звучало, по мнению Турчанинова Г. Ф. в древней степи как «илут, илутан». Жирное пиво — «пилут, пилае». Отсюда, возможно, слово «пиала». Город Оскол, возможно, происходит от рунического «Ашкал».
На альчики (астрагалы) наносили по одному руническому знаку и использовали их для гадания. Какая зашифрованная буква выпадала, такая и судьба. Известно 14 разных таких знаков, обозначающих различные стороны человеческой жизни и личности: достаток, доблесть, благополучие, удача, могила, тяготы, счастье, сила, порок и тому подобное. Просверленный альчик носили при себе. Альчики имели такую ценность, что их находят в могильниках среди вещей нужных в загробном мире.
Флерова В. Е. указывает, что рисунки на альчиках не похожи на счет и тамги. Считает знак решетки оберегом. А знак лесенки мировым деревом. Квадраты как схема горизонтального мира. Солярная символика на альчиках. Астрагалы с магическими знаками в средневековье давали направление, как лечить пациента, у кого из божественных сил просить помощи, куда изменить дорогу судьбы и т. д. Сочетание символов нескольких альчиков как дорожная карта для испытуемого. Для населения каганата альчики не были игрушками, а относились к религиозной практике.
Любопытно, что вождь в древнем осетинском языке означает «фатаг», не отсюда ли ватага и ватажок? По крайней мере, сам Турчанинов Г. Ф. называет участников алано-касожского военного похода ватагой.
Чаще всего находят рунические надписи на ясском диалекте (смешанном ироно-дигорском) аланского языка. Фахр ад-Дин Мубарак-шах Марварруди тоже указал, что хазары пишут слева направо.
Турчанинов Г. Ф. расшифровал даже смешанную славянско-аланскую надпись «Славутя» около Рязани. Есть смешанные надписи нашей руники греческими буквами, также расшифрованные Турчаниновым Г. Ф.
Флерова В. Е. очень необычно называет рунические буквы и цифры. Есть: «двузубые вилы, птичья лапа, односторонний двузубец, двусторонний двузубец, окружность, прямой крест, косой крест, галочка, параллели, сетка, лесенка, черта, е-образный, а-образный, дуга, овал, зигзаг, петля, дуга с лучами, перпендикуляр, ромб с хвостом, колоколовидный, решетка, снежинка» и т. п. Вроде бы фольклор, но сразу отчетливо понимаешь рисунок буквы. Фото в конце книжки.
Она пишет, что часто сходные граффити выбиты на разных сторонах одного камня. Чаще всего знаки наносились на высоте удобной для резьбы стоя и сидя. Выше или ниже этой высоты знаков существенно меньше. Расшифровку маяцких тамг по аналогии она считает малоубедительной. Знаки относит, в основном, к родовым и профессиональным меткам. Примитивная форма знаков является повторяемой и мешает их изучению. Глубина штриха от 0, 5 до 4 мм, ширина штриха больше глубины. Скругленный резец встречается редко. Если вы режете надпись кинжалом на крупном камне, то у вас ограниченный выбор «черт и рез», тут не до стилей и гламура. Главное, чтобы вас поняла целевая аудитория.
Эстетическую функцию нанесения знаков резчики целью не имели, издали знаки были неразличимы. Есть знаки в Хумаре, нанесенные охрой, так вот после побелки они перерисовывались снова. На Семикаракорском городище раскопано около ста кирпичей со знаками. На сырых необожженных кирпичах знаки наносились даже пальцем. Практически не встречаются метки с произвольным рисунком. Но что обозначали повторяющиеся знаки? Флерова В. Е. предлагает варианты магии, учета материала или знака собственника. Так как существовал специальный инструмент для нанесения знаков, Флерова В. Е. склоняется к магическому использованию рун. Отсюда и несколько знаков на одном материале. Жертвенное назначение рунических знаков. Фигуры людей и животных на камнях заменяли приносимую настоящую жертву. Камни и кирпичи с метками находят даже в могильниках. Интересно, что метки средневекового Киева и Чернигова ближе к хорезмийским, чем к хазарским Маяцкого и Семикаракорского городищ.
Флерова В. Е. многие из рунических знаков определяет как шаманскую символику, для изображения направления действий в сложно устроенном мире. Знаки: лесенка, ромб с хвостом, елочка, веревка с лентами, параллели в рамке и прямоугольник с диагоналями она считает магической символикой. Автор отмечает, что левая сторона и движение слева направо у наших степняков считалось более почетным. Резчики из Салтова и Саркела принадлежали к одной стилистической школе. Флерова В. Е. подчеркивает через сходство сюжетов и знаков общность миропонимания населения восточноевропейских степей раннего средневековья. Фиксируются средневековые рунические знаки на сероглиняной керамике Таманского городища. Уже писал, что на пряслицах оставляли надписи, в Саркеле тоже обнаружены пряслица с граффити. Существует проблема отделения знаков импортной привозной керамики от местной.
По мнению Флеровой В. Е. наличие сочетаний из нескольких знаков, имеющих аналоги за пределами салтово-маяцкой культуры, не оставляет сомнений, что перед нами именно буквы. Плюс отсутствие в надписи рисунков с сюжетными линиями. Указывает на зеркальные варианты надписей, славянскую инверсию цифр, княжескую тамгу в текстах. Флерова В. Е. признает наличие у населения каганата рунической письменности. Знаки как древнее народное творчество и проявление народной культуры на основе религиозно-магического восприятия окружающего мира.
На горлышке сосуда писали название содержимого, его меру или объем. На плечиках и ручках писали первые буквы имени хозяина. Есть знаки на кувшинах и амфорах Саркела и Тамани с кириллическими буквами и тамгой «Рюриковичей» (она же тамга Кубанской Булгарии Кубрата). Тамга «Рюриковичей» служила знаком собственности в Булгарии и Хазарии. Многие знаки имеют аналоги в греческом и кириллическом алфавите, знаках Первого Болгарского царства, даже Новгородского Софийского собора. Много степных рун и тамг на кувшинах с плоскими ручками «тмутараканского типа».
Общий вывод Флеровой В. Е. таков — большинство рунических знаков на тарной керамике являются торговыми коммерческими знаками, на основе греческого алфавита. Ими могли пользоваться греческие, славянские, болгарские, хазарские, касожские купцы.
Нахапетян (Флерова) В. Е. считает, что ни условия находок астрагалов при раскопках аланских и болгарских памятников, ни этнографические параллели не дают основания однозначно определить как функцию самих астрагалов, так и знаков, на них нанесенных. На двух костяных коробочках из Салтова изображены исключительно животные, но животные, представляющие три мира: верхний — птицы, конь, олени; средний — различные животные: баран, кабан, лев; нижний — рыбы. Известно, что у ряда народов именно изображение рыб служило духами-помощниками шамана при путешествии в нижний мир.
На астрагалах из разных памятников настойчиво повторяются знаки, символизирующие дороги в другой мир: лесенка, дерево, веревки, ступени. Их дополняют квадраты — схема горизонтального мира, сеть — оберег от злых сил, игравшая также важную роль в ритуальной ловле не только охотничьей добычи, но и души заболевшего или потерявшегося человека, и солярные символы. Астрагалы с солярными знаками могли использоваться при гаданиях, где они служили своеобразными указателями, предписывающими в какую область воображаемого мира духов следует отправиться для поиска и извлечения души пациента, или к каким силам взывать при необходимости жертвоприношения или камлания.
Абаев В. И. и Турчанинов Г. Ф. переводили зеленчукскую надпись из древнего осетинского языка, то есть аланского.
Плетнева С. А. находит керамику с руническими знаками именно в касожских могильниках по обряду трупосожжения. Знаки ставили даже на кружках.
Направление руники справа налево невозможно по причине полного запрета на изображение нижнего мира, избегания хтонических символов. Движение по солнцу, посолонь, как единственное возможное для раннесредневековой письменности северного Кавказа.
Цитата Турчанинова Г. Ф.: «В 60 году IX века Крым, Саркел и Нижнее Подонье посетил с религиозно-политической миссией Константин (Кирилл) Философ. Трудно поверить, что захваченный идеей создания славянской письменности, он не поинтересовался самым пристальным образом существовавшими здесь уже письменностями, тем более, что один народ из носителей письменности — осетины (ясы) — оказался христианским. Достаточно взглянуть на сопоставительную таблицу букв осетинских, касожских, алекановской и других надписей, чтобы убедиться, что славянский просветитель не прошел мимо представившейся ему возможности увидеть письмо в практике повседневного использования». (Турчанинов Г. Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка, стр. 34)
Какова практическая польза кубанской руники? Доказательство разноязычности и разноверований касогов. Цитата Кызласова И. Л.: «разноэтничное население было объединено в рамках одной государственной системы и речь должна идти о применении официальной государственной письменности». Доказательство ненаучности терминов хазарские, тюркские, печенежские и болгарские руны по отношению к кубано-донскому письму. Фиксация письменного слова «касог» 7 - 10 веками. И можем доказать, что первоначальное написание слова «казак» было с гласной буквой «А» в первом слоге. Фиксация знаков «бал, балкх, анбал» как исходных для слов: балкары, булгары, Болгария, Балкария, Балканы, Балхаш. Фиксация христианизации Хазарии. Из рунического названия пшенной каши «килуи» вышли слова «халва» и «кулиш». Знаем, что буква «г» изначально произносилась в южнорусском формате. В древних адыгском, осетинском и армянском языках тоже сохранилась южная буква «гх» и «казакх». Видим рунические слова «алан, сак, Дон, Византия». Из рунического названия чаши, ковша «ксха» вышли слова «каска», «кухарь» и т. д. Смотри известные слова руники в конце книжки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий