Быт касогов, булгар и алан
Рассчитывались
арабским дихремом, который называли
«шэлэг» («белый», «серебряник»). Вместо
детекторов валют на поясах торговцев
висели гирьки с пентаграммами, равные
по весу этим дихремам. Гирьки часто
находят в захоронениях. Видимо,
фальшивомонетчиков хватало уже тогда,
1300 лет назад. «Экономили» на весе или
доли драгметалла.
Зимой и
летом носили меховые шапки и войлочные
колпаки. Женский костюм состоял из
рубахи, шаровар, чекменя, но вместо
камзола они часто надевали безрукавку.
Ткали из лена, конопли, шерсти. Носили
рубахи, бешметы, башлыки, шаровары,
кожаные сапожки, чувяки, чуни, меховые
безрукавки.
Цвет одежды
зависел от положения в обществе. Вожди
носили одежду белого цвета. Воинам
полагался красный цвет. В 7 веке уже был
калым.
Жили в среднем 35-38 лет. Часто встречается бешиковая (колыбельная ) деформация. Женщины любили носить диадемы с красными камнями. Причем стеклянные украшения ценились не меньше драгоценных камней. Луновидные серьги с камнями и нагрудные ювелирные украшения. Встречаются зеркала, пинцеты, височные подвески. У женщин было высокое социальное положение, погребальный инвентарь мужчин и женщин не отличается между собой по богатству. Была даже женщина каган Парсбит.
Ткани для одежды, деревянную и кожаную утварь для хозяйства и даже порох изготавливали в каждой семье. Равнодушие к стеклянной посуде. Стеклянные бусы.
Жили в среднем 35-38 лет. Часто встречается бешиковая (колыбельная ) деформация. Женщины любили носить диадемы с красными камнями. Причем стеклянные украшения ценились не меньше драгоценных камней. Луновидные серьги с камнями и нагрудные ювелирные украшения. Встречаются зеркала, пинцеты, височные подвески. У женщин было высокое социальное положение, погребальный инвентарь мужчин и женщин не отличается между собой по богатству. Была даже женщина каган Парсбит.
Ткани для одежды, деревянную и кожаную утварь для хозяйства и даже порох изготавливали в каждой семье. Равнодушие к стеклянной посуде. Стеклянные бусы.
Бронзовые
ключи. Железные ногтечистки и удила.
Находят тандыры и ямы, обмазанные глиной,
для хранения зерна, выращивали даже
клевер, люцерну, щавель, лекарственные
травы. О выращивании винограда и виноделии
есть множество фактов, самый красноречивый
такой: Ибн Хаукаль сообщает про захват
хазарского города Святославом: «Пришли
на него русийи, и не осталось в городе
ни винограда, ни изюма».
Из домашних животных заводили дворняг и кавказских овчарок.
Византийские и арабские монеты часто встречаются с пробитыми дырочками, зачем кочевнику деньги, монета шла на украшения жене или коню. Золотые монеты пробивали и делали монисто либо носили на шее на кожаном ремешке. Знали шахматы и астрагалы, то есть альчики, имеются с руническими буквами – пожеланиями.
Из домашних животных заводили дворняг и кавказских овчарок.
Византийские и арабские монеты часто встречаются с пробитыми дырочками, зачем кочевнику деньги, монета шла на украшения жене или коню. Золотые монеты пробивали и делали монисто либо носили на шее на кожаном ремешке. Знали шахматы и астрагалы, то есть альчики, имеются с руническими буквами – пожеланиями.
Встречаются
каганцы, красноглиняные светильники 7
века. Пиалы и баклаги с руническим
текстом. На стенах часто встречаются
«вавилоны», чертежи и математические
построения для стройки.
Протобулгары жили по 12-летнему «китайскому» календарю, но не факт, что календарь китайский. А месяца считали по лунному календарю, начиная от новой луны. Месяц лунный виден и читаем по дням в темное время суток, а солнечный по дням трудно отличить. Все кочевники пользовались лунным календарем, а земледельцы солнечным. Протобулгары разбили лунный месяц на 10 частей, наподобие циферблата, считали кусочками по три дня.
Протобулгары жили по 12-летнему «китайскому» календарю, но не факт, что календарь китайский. А месяца считали по лунному календарю, начиная от новой луны. Месяц лунный виден и читаем по дням в темное время суток, а солнечный по дням трудно отличить. Все кочевники пользовались лунным календарем, а земледельцы солнечным. Протобулгары разбили лунный месяц на 10 частей, наподобие циферблата, считали кусочками по три дня.
То есть
дату говорили как, например, «седьмой
пятого, года быка».
Символ, обозначающий число 7, присутствует у протобулгар во всем, что касается небесных тел и считался магическим числом.
Символ, обозначающий число 7, присутствует у протобулгар во всем, что касается небесных тел и считался магическим числом.
У старейшин
или вождей родов имелись перстни-печатки
с изображением родовых тамг. Печати
носили на ремешке на поясе. Медными
щипчиками выщипывали бороды. На
металлических предметах (кубки, пояса,
подносы) наносился «кочевнический»
орнамент, пальмета, растительный узор
с округлыми изогнутыми листьями, типа
лотоса. Изображение змеи, черно-белые
бусы считались амулетами от порчи,
бубенцы, отгонявшие злых духов. Изображений
Бога не было.
Автор
«Истории агван» Моисей Каганкатваци
был знаком с гуннскими былинами, «йырами»,
воспевающими подвиги и храбрость булгар.
Вопрос об
иудейской религии Хазарии каждый автор
решает по своему отношению к иудаизму,
а вопрос этот растиражирован уже в наше
время. Если бы археологи нашли дома или
погребения хазар, имеющие хоть какую-то
иудейскую символику, вопрос бы частично
прояснился.
Надгробные
плиты с семитской символикой на Тамани
найдены в качестве стройматериалов
местных жителей, без научной датировки.
Возможна
их принадлежность к Боспорскому царству,
Хазарии, Византии, Тмутараканской Руси.
На позднем этапе Хазарии несколько
семей из окружения кагана приняли
иудаизм.
А все 99
процентов населения исповедовали культ
Тенгри и раннее христианство. Ни о какой
иудейской Хазарии в научном мире речи
даже не идет. И то принятие ими иудейства
означало просто противовес давлению
византийского христианства и мусульманского
Халифата. У наших степняков в могилах
находят солярную символику, изображение
тамги, христианскую символику, но не
иудейскую.
Вернадский
Г.В.: «Точная дата обращения кагана в
иудаизм неизвестна. Согласно расширенной
версии письма, приписываемого царю
Иосифу, каган принял иудаизм около 620
года что, однако, невозможно, ввиду общей
исторической обстановки. Кроме того,
как мы отмечали, так называемое письмо
Иосифа – источник достаточно сомнительный.
На основе утверждения Иегуды Галеви
было сделано предположение, что обращение
имело место не в 620 году, а веком позже,
около 740 года, но и эта дата также не
вызывает доверия, поскольку из жития
Святого Або мы узнаем, что каган еще
оставался «язычником» в 782 году. Согласно
Масуди, хазары приняли иудаизм во время
правления халифа Гаруна аль-Рашида (786
– 809 гг.). Однако, мы можем вспомнить, что
каган оставался «язычником» даже во
время миссии Константина Философа (Св.
Кирилла, славянского апостола) примерно
в 861 году. Таким образом, обращение в
иудаизм не могло иметь места раньше,
чем спустя некоторое время после этой
даты.»
Предводителей хоронили в защищенных местах (дно реки или в ровной степи). Погребения европейских гуннов отличаются от погребений древних хунну и от дунайских протобулгар, появилось много местных традиций.
Кенотаф – это ритуальное захоронение без тела. Известно приблизительно 310 курганов с ровиками – поминальными комплексами. Они возникли с усилением каганата и его государственной религии – культа бога Тенгри.
Предводителей хоронили в защищенных местах (дно реки или в ровной степи). Погребения европейских гуннов отличаются от погребений древних хунну и от дунайских протобулгар, появилось много местных традиций.
Кенотаф – это ритуальное захоронение без тела. Известно приблизительно 310 курганов с ровиками – поминальными комплексами. Они возникли с усилением каганата и его государственной религии – культа бога Тенгри.
Тут за
ровиками, насыпанными от злых духов,
собирались на поминки, приносили
жертвоприношения, выпивали, ели,
вспоминали погибших героев. Поминки
проводили до десяти раз. Поминальные
храмы с жертвенными ямами и площадками
для пирушек. Камышовые гробики.
Культура
каганата до конца оставалась языческой
с некоторой склонностью к христианству.
Выпитые на поминках амфоры с вином
разбивали. Любопытно, что в хазарской
культуре был развит культ жертвоприношений.
В жертву Богу приносили собак, коней и
баранов. При закладке хаты, поселения,
походе или другом крупном событии резали
бедных животных и гадали о будущем.
Собаки, видимо, не очень любили не только
корейцев, но и хазарскую культуру.
Булгарские
колоборы (культовые работники), которые
почитались охранителями от всяких зол
и бедствий, шептали заклинания, ударяли
в бубны и потрясали колокольчиками, а
также производили окуривание ладаном,
обводили вокруг священного пламени,
который имел очистительное значение.
Культовые сооружения представляли
собой небольшие прямоугольные капища
с двойными стенами и горящим огнем
внутри.
Не было равенства в древней степи и после смерти. Богатых закапывали с одной стороны кургана, бедных закапывали строго с другой. Богатым клали в могилу несколько больших кусков баранины, а бедному могли просто шкуру барана кинуть.
Не было равенства в древней степи и после смерти. Богатых закапывали с одной стороны кургана, бедных закапывали строго с другой. Богатым клали в могилу несколько больших кусков баранины, а бедному могли просто шкуру барана кинуть.
Хоронили
головой на север, там находился загробный
«нижний» мир. Осенью-зимой могли
ориентировать на заходящее солнце,
хоронили в тот же день, еще до захода
солнца. Коня забивали около могилы,
череп и шкуру клали у покойника, мясо
шло на поминки. Бляшки с пояса обрывали
и клали у тела. Это еще один маркер той
эпохи. Труп повреждали, чтобы его дух
не мог принести беды живым сородичам.
Вещи из
могильника всегда сломаны: гнутый меч,
сорванные бляхи, разбитые кувшины, даже
пряжки и наконечники копий ломали. Седло
тоже хоронили. Еда в могильниках лежала
всегда у левого плеча захороненного.
С хазарами пришел обычай захоронения коня с телом воина, дунайские и итальянские булгары такого обычая не знали. Солярные капища есть в Хумаре и Чир-Юрте, еще были священные рощи и дубы. Золотые амулеты язычников.
С хазарами пришел обычай захоронения коня с телом воина, дунайские и итальянские булгары такого обычая не знали. Солярные капища есть в Хумаре и Чир-Юрте, еще были священные рощи и дубы. Золотые амулеты язычников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий