3-я часть
Жигайлов Алексей Николаевич
Забытая христианская цивилизция
С высоты орлиного полета, с Ильичевского городища и его окрестностей, открываются необозримые дали — видны все вершины Кавказа, все окружающие населенные пункты. Этот природный феномен качественно выделяет наш забытый город Уарп-Фидар от других городищ древней Алании. Куньши — на Большой Лабе, Нижнего Архыза — на Большом Зеленчуке, Хумары — на Кубани, Верхне- и Нижнеджулатского — на Тереке, Ахалкалинского — на Сунже.
Пока никто точно не знает, когда тот или иной народ на Кавказе принял христианство. Как государственная вера оно пришло в Армению, Грузию и Абхазию в четвертом - шестом веках. Алания приняла его в 10-м веке. Каждый племенной князь приходил к нему в свои сроки.
Большая советская энциклопедия называет языки абхазов, адыгов, черкесов, кабардинцев родственными, малописьменными. Этот свод информации подробно рассказывает, что с древнейших времен у грузин были языковые школы, училища и даже академии. Абхазия находилась в более выгодном географическом положении, располагаясь на берегу моря. Этот фактор активно использовала Византия для распространения раннего христианства. Но энциклопедия забыла рассказать, что в абхазских церквях было множество людей, кто владел письменными языками, кто переводил книги, передавал свои знания соседям, говорящим на родственных языках.
Страницы интернета недавно опубликовали справку Екатеринодарской и Новороссийской епархии. В ней говорится, что массовое обращение народов Северного Кавказа в христианство произошло при византийском императоре Юстиниане Первом (527-569 гг.). Несколько веков его помнили в адыгейских и аланских аулах, называли Юстуком. Период с 5-го по 13 века — время образования кавказских епархий.
О больших традициях христианской веры на Северном Кавказе свидетельствуют путешественники.
Они обследовали сотни христианских склепов, каменных могильных крестов, часовен, церквей, храмов. Остатки культовых построек разбросаны от горных районов Дагестана до побережья Черного моря. Они существуют от 100 до 1500 лет. Один только сельский учитель М. Н. Ложкин называл 50 адресов христианских объектов.
В многотомном издании митрополита Макария (Булгакова) «История русской церкви» опубликована карта-схема древних христианских строений на северной стороне Кавказа. Они все расположены между реками Урупом, Ардоном и Тереком.
Последние археологические раскопки кубанского историка И. В. Каминской отодвинули эту границу на правый берег реки Большая Лаба. Обнаружено городище в урочище Куньша. Оно насчитывает 45 православных храмов.
Иные границы христианства на Северном Кавказе называла 153 года назад тбилисская газета «Кавказ». Автор П. Хицунов рассказывал о путешествиях академика Палласа, который обозревал кавказские страны по Высочайшему велению Екатерины Второй. Он наблюдал здесь многие развалины каменных храмов, порушенных и заброшенных. В верховьях реки Сунжи в его время была еще церковь, созданная по образцу храма Святого гроба Господня в Иерусалиме. Академик видел в ней скудные остатки церковных книг, утвари, изображения Святых Угодников, читал на латинском и греческом языках надписи. Этот храм был в особом почтении у ингушей. Пустынник, живший рядом в горах, считался за святого. Они поклонялись ему, кормили своим хлебом.
Паллас, с опасностью для своей жизни, на реке Чегем, в Кабарде посетил другой умирающий храм. В нем он подобрал выдранные из Евангелия листы на греческом языке.
(продолжение следует)
журнал «Родная Кубань»
2002 год
№ 4
стр. 6-11
Жигайлов Алексей Николаевич
Забытая христианская цивилизция
С высоты орлиного полета, с Ильичевского городища и его окрестностей, открываются необозримые дали — видны все вершины Кавказа, все окружающие населенные пункты. Этот природный феномен качественно выделяет наш забытый город Уарп-Фидар от других городищ древней Алании. Куньши — на Большой Лабе, Нижнего Архыза — на Большом Зеленчуке, Хумары — на Кубани, Верхне- и Нижнеджулатского — на Тереке, Ахалкалинского — на Сунже.
Пока никто точно не знает, когда тот или иной народ на Кавказе принял христианство. Как государственная вера оно пришло в Армению, Грузию и Абхазию в четвертом - шестом веках. Алания приняла его в 10-м веке. Каждый племенной князь приходил к нему в свои сроки.
Большая советская энциклопедия называет языки абхазов, адыгов, черкесов, кабардинцев родственными, малописьменными. Этот свод информации подробно рассказывает, что с древнейших времен у грузин были языковые школы, училища и даже академии. Абхазия находилась в более выгодном географическом положении, располагаясь на берегу моря. Этот фактор активно использовала Византия для распространения раннего христианства. Но энциклопедия забыла рассказать, что в абхазских церквях было множество людей, кто владел письменными языками, кто переводил книги, передавал свои знания соседям, говорящим на родственных языках.
Страницы интернета недавно опубликовали справку Екатеринодарской и Новороссийской епархии. В ней говорится, что массовое обращение народов Северного Кавказа в христианство произошло при византийском императоре Юстиниане Первом (527-569 гг.). Несколько веков его помнили в адыгейских и аланских аулах, называли Юстуком. Период с 5-го по 13 века — время образования кавказских епархий.
О больших традициях христианской веры на Северном Кавказе свидетельствуют путешественники.
Они обследовали сотни христианских склепов, каменных могильных крестов, часовен, церквей, храмов. Остатки культовых построек разбросаны от горных районов Дагестана до побережья Черного моря. Они существуют от 100 до 1500 лет. Один только сельский учитель М. Н. Ложкин называл 50 адресов христианских объектов.
В многотомном издании митрополита Макария (Булгакова) «История русской церкви» опубликована карта-схема древних христианских строений на северной стороне Кавказа. Они все расположены между реками Урупом, Ардоном и Тереком.
Последние археологические раскопки кубанского историка И. В. Каминской отодвинули эту границу на правый берег реки Большая Лаба. Обнаружено городище в урочище Куньша. Оно насчитывает 45 православных храмов.
Иные границы христианства на Северном Кавказе называла 153 года назад тбилисская газета «Кавказ». Автор П. Хицунов рассказывал о путешествиях академика Палласа, который обозревал кавказские страны по Высочайшему велению Екатерины Второй. Он наблюдал здесь многие развалины каменных храмов, порушенных и заброшенных. В верховьях реки Сунжи в его время была еще церковь, созданная по образцу храма Святого гроба Господня в Иерусалиме. Академик видел в ней скудные остатки церковных книг, утвари, изображения Святых Угодников, читал на латинском и греческом языках надписи. Этот храм был в особом почтении у ингушей. Пустынник, живший рядом в горах, считался за святого. Они поклонялись ему, кормили своим хлебом.
Паллас, с опасностью для своей жизни, на реке Чегем, в Кабарде посетил другой умирающий храм. В нем он подобрал выдранные из Евангелия листы на греческом языке.
(продолжение следует)
журнал «Родная Кубань»
2002 год
№ 4
стр. 6-11
Комментариев нет:
Отправить комментарий