Дзамихов К.Ф.
Адыги: вехи истории
Нальчик, 2002
В исторической литературе принято считать, что между предками адыгов и восточных славян — русами существовали определенные взаимоотношения задолго до того, как они нашли свое отражение в письменных источниках. Свидетельством этому служит богатый археологический материал из адыгских могильников IV - XII вв., по которому элементы славянской культуры прослеживаются в инвентаре и обряде погребений. Вещи из этих погребений позволяют говорить о тесных торговых связях между народами Северо-Западного Кавказа и Южной Русью.
О развитой торговле у предков адыгов свидетельствуют также арабские письменные источники IX - X веков. Арабские источники (Баладзори, Ибн-ал-Факих) зафиксировали непосредственное проживание русов на Северо-Западном Кавказе в пределах Хазарского каганата.
Советские историки в своих исследованиях пришли к выводу, что предки адыгов имели тесные связи с восточными славянами еще до возникновения Тмутараканского княжества. Б.А. Рыбаков на основе изучения кабардинского эпоса, славянских сказаний и византийских источников полагает, что в северо-западной части Кавказа с середине I тысячелетия н. э. находились значительные массы славян, которые сохраняли эпические сказания о событиях в Причерноморье и на Дунае, а впоследствии они растворились среди адыгских (зихско-керкетских) племен и принесли в эту среду русский эпос. По мнению Л.И. Лаврова, археологические, этнографические и языковые материалы позволяют говорить о связях адыгов и славян с глубокой древности и полагать, что из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими с восточными славянами являются адыги.
В первой половине X века русские князья совершили ряд походов в Закавказье и на Каспий, среди которых наиболее крупными были вторжения 912-913 гг. и поход на Бердаа в 943-944 гг. Поэтому можно полагать, что они были знакомы и имели контакты с народами Северо-Западного Кавказа...
Художник (Повесть временных лет) не различает, изображая батальные сцены, русское и касожское войска...
А. Т. Шортанов установил наличие в адыгском фольклоре целого пласта сказаний и преданий о Редаде и его единоборстве с князем Мстиславом и его прообразами (Пренс Мстислау, безымянный русский богатырь и т.д.)...
Топоним Таматаркъай, как и собственное имя Редада, не выдуман Ш.Б. Ногмовым, а взят из устных преданий, отражающим исторические связи адыгов с Тмутараканью и Тмутараканским княжеством.
Адыги: вехи истории
Нальчик, 2002
В исторической литературе принято считать, что между предками адыгов и восточных славян — русами существовали определенные взаимоотношения задолго до того, как они нашли свое отражение в письменных источниках. Свидетельством этому служит богатый археологический материал из адыгских могильников IV - XII вв., по которому элементы славянской культуры прослеживаются в инвентаре и обряде погребений. Вещи из этих погребений позволяют говорить о тесных торговых связях между народами Северо-Западного Кавказа и Южной Русью.
О развитой торговле у предков адыгов свидетельствуют также арабские письменные источники IX - X веков. Арабские источники (Баладзори, Ибн-ал-Факих) зафиксировали непосредственное проживание русов на Северо-Западном Кавказе в пределах Хазарского каганата.
Советские историки в своих исследованиях пришли к выводу, что предки адыгов имели тесные связи с восточными славянами еще до возникновения Тмутараканского княжества. Б.А. Рыбаков на основе изучения кабардинского эпоса, славянских сказаний и византийских источников полагает, что в северо-западной части Кавказа с середине I тысячелетия н. э. находились значительные массы славян, которые сохраняли эпические сказания о событиях в Причерноморье и на Дунае, а впоследствии они растворились среди адыгских (зихско-керкетских) племен и принесли в эту среду русский эпос. По мнению Л.И. Лаврова, археологические, этнографические и языковые материалы позволяют говорить о связях адыгов и славян с глубокой древности и полагать, что из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими с восточными славянами являются адыги.
В первой половине X века русские князья совершили ряд походов в Закавказье и на Каспий, среди которых наиболее крупными были вторжения 912-913 гг. и поход на Бердаа в 943-944 гг. Поэтому можно полагать, что они были знакомы и имели контакты с народами Северо-Западного Кавказа...
Художник (Повесть временных лет) не различает, изображая батальные сцены, русское и касожское войска...
А. Т. Шортанов установил наличие в адыгском фольклоре целого пласта сказаний и преданий о Редаде и его единоборстве с князем Мстиславом и его прообразами (Пренс Мстислау, безымянный русский богатырь и т.д.)...
Топоним Таматаркъай, как и собственное имя Редада, не выдуман Ш.Б. Ногмовым, а взят из устных преданий, отражающим исторические связи адыгов с Тмутараканью и Тмутараканским княжеством.
Комментариев нет:
Отправить комментарий