Куек Марьет Гиссовна
Средневековый художественный металл адыгов Х-ХVІ вв.
Москва, 2009
Изображения лошадей и оленей связаны с мифологией и фольклором адыгов, поэтому эти образы занимают значительное место в художественном металле. Отметим, что в мифологии и фольклоре адыгов фигурируют кони, олицетворяющие собой три мира: водный, земной, небесный. Лошадь наделялась человеческими качествами, она могла разговаривать, понимать человеческую речь и перевоплощаться. Как известно, еще с протомеотского периода существовал ритуал жертво-приношения лошадей, имевший культовое значение, их хоронили вместе с владельцами, и в связи с этим, нам известны многие гекатомбы на Северо-Западном Кавказе.
Одним из излюбленных образов является олень. Его почитали, считали священным животным, приносящим человеку благополучие и здоровье. Образ оленя традиционно занимает первое место среди мотивов звериного стиля и является символом скифской эпохи. Образ оленя с золотыми рогами олицетворял солнце, а предметы, орнаментированные изображением оленя и других священных животных, считались магическими амулетами и оберегами, защищавшими их владельцев от зла и несчастий. Изображения оленя в скифскую
эпоху служили тотемом, а покровительство тотема в битвах было, по воззрениям древних людей, абсолютно необходимым условием, в связи с чем именно оружие, конский убор или культовые предметы украшались фигурой оленя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий