Вестник Адыгейского государственного университета
2007
К.К. Хутыз, Э.А. Шебзухова
Адыгская охота по материалам этнографии и фольклора
Нартский эпос начал создаваться в глубокой древности – 5 тысяч лет назад...
Противоречивый характер этого переходного периода ярко отражен в народном эпосе и относится ко времени, когда заканчивается период внешней гармонии человека и природы, когда духовная культура, связанная с обожествлением могущественных сил природы (Вода, Земля, Огонь, Гром, Молния и т.д.) постепенно замещается духовной культурой, основанной на рациональном восприятии мира. Мифологическое сознание, восприятие мира через миф, образ и легенду заменяется сознанием, основанным на философской мысли.
Народный эпос отражает мир прошлый и настоящий. Многих животных, прежде всего собаку и лошадь, идеализировал человек, наделяя их особыми качествами, считал их своими друзьями и помощниками...
Животный мир того времени реален. Нарты знали таких диких животных и птиц как зубр, олень, тур, коза, кабан, верблюд, медведь, волк, барс, белка, заяц, орел, сокол, фазан, сова, перепел и др. В нартском эпосе мы не находим ранее существовавших в местах обитания нартов мамонтов, пещерных медведей, тигров, львов, пещерных гиен, но еще встречаемся с гигантским оленем, представителем древнейшего вида животных...
На вооружении нартов были лук и стрелы, копья и пики, мечи и кинжалы. Хорошую службу исполнял и конопляный аркан. Они пользовались и такими особыми видами оружия, как пики с двуглавым наконечником, нартские двуглавые копья, вильчатые наконечники стрел...
О культе оружия говорят и личные символические имена нартских героев: Сэтэнай, Сау-сэрыкъо, Щэбатныкъо, Iэщэмэз, происходящих от «сэ» – «меч, «щэ» – стрела (пуля)...
Древнейший вид охоты – охота с собаками; охота с орлом или ястребом, охота загоном, индивидуальная охота на коне, охота скрадом, другие виды охоты...
Известно, что первым древним спутником человека была собака, и охота с борзыми является древнейшим типом охоты на дикого зверя. Особой породой у нартов были собаки – самыры...
Вдруг появился черный всадник
С самырами, рядом бегущими,
С прирученными орлами,
Над головою парящими.
(Натхэр, III, № 233)
Знакомство наших предков с верховой лошадью произошло с начала I тысячелетия до н.э. Необыкновенными свойствами наделены кони нартских героев. Верный своему хозяину конь Саусырыкъо Тхъожъый наделен даром речи, отличается умом. С ним советуется даже
мудрая Сатанай. Как и хозяин, он на неуязвимом теле имеет уязвимое место.
Человеческим разумом и речью обладает и Чемдежъ, конь нарта Шауая. И сам конь совершает подвиги. Он находит диких коз и оленей и подгоняет их к Шауаю.
Умом и сообразительностью обладает конь Хамыщакъо Пэтэрэза Дуль-Дуль, который спасает хозяина, выбив меч из рук его врага...
Бог охоты был у всех горцев Северного Кавказа. У осетин известен Афсати– покровитель туров, оленей, коз и других благородных зверей, он покровительствует всем охотникам, ему молятся все охотники. Он слепой на один глаз, так же как чеченский одноглазый Элту – покровитель охотников, от которого всецело зависел успех охоты. У сванов было два божества охоты – Ажат (мужской образ) и Дали (женский образ), у балкарцев и карачаевцев – Апсат. Абхазы преклонялись перед охотничьим богом Ажвепша (Адыгский хозяина леса и диких животных – Мэзытхьа)...
Иностранные путешественники, посещая Кавказ, часто видели соколиную охоту. Примечательно, что этим видом охоты занимались и женщины. «Женщины были такими же хорошими всадниками, как и они (мужчины); подобно им женщины ходили на охоту и не менее ловко
стреляли из лука, что татарки не в состоянии делать...
Очень интересную композицию с изображениями сцены охоты на оленей и медведей отыскал Ф. Сысоев и опубликовал в МАК (материалы по археологии Кавказа).
Это изображение высечено на Гулсском кресте, датируемом ориентировочно X-XII вв. На нижнем луче кремниевого креста в древне-адыгском стиле многофигурная композиция с рисунками двух оленей и двух медведей, дракона, собачки, всадника с саблей, двух пеших лучников. Возможно это сложная переработка легенды о св. Евстафии, который исследователями расценивается генетически кавказским.
Еще ближе к этому сюжету композиция на одной из известняковых плит X в. из Цебельдинского храма. Вполне вероятно, что охотничья сценка на глиняном сосуде Старокорсунской изображает дохристианский миф с участием божественного солнцерогого оленя.
Впоследствии (в IV–VII в. н.э.) эта легенда была включена в христианскую мифологию, что иллюстрирует цебельдинская стела. Христианская легенда о св. Евстафии рассказывает о том, что князь Евстафий на охоте с собакой погнался за оленем, пытаясь поразить его из лука, но, к своему удивлению, заметил возвращение стрел. Вглядевшись, он увидел между рогами оленя лик бога (Христа), после чего он прекратил погоню и, возвратившись домой, построил церковь в знак искупления допущенного греха. За это его впоследствии включили в сонм святых...
Много внимания уделяли созданию пород собак, понимающих охотника, участвовавшего в охоте с охотничьим конем. Да, именно с охотничьим конем. Сабанеев пишет, что охотничья лошадь должна быть смирна к собакам, что достигалось охотником, постепенно приучившим ее к последним. Можно приучить к собакам самых строгих лошадей, запирая борзых постоянно в один денник с лошадью, и предварительно стреножив ее, чтобы она не могла ударить собаку...
Чаще всего герои нартовского эпоса воспитывались вместе с конем и собакой...
Ученые–кавказоведы относят появление верховых лошадей к VIII в. до н. э. «Боевое сотрудничество кавказцев с киммерийцами привело к выведению породы лошадей, пригодной к движению как по предкавказской равнине, так и в предгорье, а также высокогорным перевалам. Именно не позже VIII в. до н.э. Е.И.Крупнов датирует появление такой лошади, лучше всего сохранившейся в так называемом «кабардинце»...
В конце II тыс. до н.э. образ коня становится доминирующим в художественном творчестве древнего Кавказа. Кони изображены в связи с солнцем, небом и птицей. Они были воплощением быстроты и скорости. Охотничьи лошади должны были иметь определенные качества, которые определяли успех охотнику. По свидетельству Сабанеева, лошадь должна быть сильна ногами; иметь прямую и крепкую спину; стойка и вынослива; насколько возможно была поводлива, не пуглива, чтобы не бросалась в сторону; не должна быть особенно горяча; лошадь должна быть резва; легко перескакивать барьеры и канавы. Почти всем этим условиям отвечали кабардинские, т.е. адыгские и киргизские лошади...
Комментариев нет:
Отправить комментарий