Культурная жизнь Юга России
№ 3 (50), 2013
Сень Д. В.
Фронтирное измерение казачьей истории: новейший опыт украинской историографии
Особые проблемы, по нашему мнению, связаны с тем, что исследователи не всегда готовы отойти от безальтернативных моделей объяснения казачьего прошлого. Казаковедам стоит задуматься об объединении усилий по типологизации казачьих сообществ — выявлению общего / особенного во взаимодействии казаков с государствами Европы и Востока, с полиэтничным населением порубежья, наконец, друг с другом. Вследствие этого возрастет «исследовательская резкость» при обращении к истории возникновения и развития «пояса христианских казачьих образований»...
В целом книга (Виктор Брехуненко. Козакы на Стэповому Кордони Европы: тыпология козацькых спильнот XVI – пэршой половыны XVII ст.) получилась вполне «фронтирной» по духу — объясняющей, почему «мнение про монолитность казачьего мира, однотипность казачьей версии в разных уголках Степного Кордона, про общую для всех христианских казачеств “казачью идентичность” выглядит очевидным упрощением». Такая направленность исследовательского поиска позволила автору, не избегая разговора о напряженности пограничной жизни, во многом по-новому объяснить обилие социальных практик казаков на пограничье, переплетение и борьбу множества казачьих идентичностей, снять видимое противоречие между воинственной религиозной риторикой казаков и
их сотрудничеством с мусульманскими соседями...
Эволюция соответствующих представлений и приоритетов справедливо увязана с изменением политического статуса казачьих Войск, с ростом их военной активности и международного признания, а также с собственными репрезентациями казаков, с их политической культурой...
№ 3 (50), 2013
Сень Д. В.
Фронтирное измерение казачьей истории: новейший опыт украинской историографии
Особые проблемы, по нашему мнению, связаны с тем, что исследователи не всегда готовы отойти от безальтернативных моделей объяснения казачьего прошлого. Казаковедам стоит задуматься об объединении усилий по типологизации казачьих сообществ — выявлению общего / особенного во взаимодействии казаков с государствами Европы и Востока, с полиэтничным населением порубежья, наконец, друг с другом. Вследствие этого возрастет «исследовательская резкость» при обращении к истории возникновения и развития «пояса христианских казачьих образований»...
В целом книга (Виктор Брехуненко. Козакы на Стэповому Кордони Европы: тыпология козацькых спильнот XVI – пэршой половыны XVII ст.) получилась вполне «фронтирной» по духу — объясняющей, почему «мнение про монолитность казачьего мира, однотипность казачьей версии в разных уголках Степного Кордона, про общую для всех христианских казачеств “казачью идентичность” выглядит очевидным упрощением». Такая направленность исследовательского поиска позволила автору, не избегая разговора о напряженности пограничной жизни, во многом по-новому объяснить обилие социальных практик казаков на пограничье, переплетение и борьбу множества казачьих идентичностей, снять видимое противоречие между воинственной религиозной риторикой казаков и
их сотрудничеством с мусульманскими соседями...
Эволюция соответствующих представлений и приоритетов справедливо увязана с изменением политического статуса казачьих Войск, с ростом их военной активности и международного признания, а также с собственными репрезентациями казаков, с их политической культурой...
Комментариев нет:
Отправить комментарий