Кирпичников А.Н.
Снаряжение всадника и верхового коня на Руси в IX - XIII вв.
Чем разнообразнее был набор вооружения в погребениях, тем чаще находилось там и конское снаряжение. Дело, видимо, было в том, что предметы всаднической экипировки в качестве заупокойных приношений сопровождали немногих избранных: представителей знати, полководцев, реже рядовых дружинников..
Источниковедчески все это обозначает, что курганное оружие и экипировка X — начала XI в. во многих случаях характеризуют «командирский слой», местную знать, обособившихся самостоятельных дружинников, но не всех служивших князю рядовых воинов...
Не исключено, что седла и сбруя последних частично являлись государственной собственностью, так как выдавались из княжеских арсеналов в служебное пользование. Такие, так сказать, казенные вещи, естественно, не передавались по наследству и не входили в состав заупокойных даров. Не здесь ли кроется отгадка того обстоятельства, что на Руси не обнаружено кладбищ полностью вооруженных конных мужчин?
Лошадь — вообще неизменный атрибут мужчины; лишь в 10 случаях в районах осевших кочевников в Киевском Поросье и окрестностях Белой Вежи обнаружены погребения женщин с конем (во всех случаях без оружия). Эти «амазонки», жившие в X, а главным образом в XII —XIII вв., судя по наличию златотканных одежд, золотых и серебряных украшений, занимали высокое общественное положение...
Возможно, что почести умершим или убитым животным оказывались и при жизни их владельцев. Еще в 1149 г. Андрей Боголюбский велел похоронить своего израненного в бою коня, «жалуя комоньство его». Обычай специальных похорон животного широко распространяется в 800—1000 гг. у литвы, славян, муромы и других народностей Восточной Европы и несомненно связан с усилением значения коня — как бы соратника и боевого товарища своего хозяина...
Всадническое снаряжение в погребениях и особенно поселениях XII—XIII вв. оказалось представленным весьма значительно. Это снаряжение зафиксировано в 42% воинских погребений того времени. Сосредоточено оно главным образом в Киевском Поросье, где почти все захороненные в курганах мужчины были конными воинами. Предметы конского убора в черноклобуцких погребениях занимают не меньшее место, чем сабли и защитный доспех, т. е. самые дорогие и привилегированные виды военной техники...
Удила являются весьма ответственной, управленческой частью узды. Они состоят из единого или двух-трехчленного грызла (межзубья) и боковых подвижных прищечных ограничителей —псалиев. Как бы ни различались детали конструкции металлических удил, они всегда действуют прямым давлением на язык и углы рта лошади...
На Руси удила появились в уже сложившемся, выработанном виде. Большей части наших старейших находок присущи прямые или дугообразно изогнутые псалии. К ним прикреплялось оголовье, и, кроме того, они выполняли роль прищечных ограничителей и, следовательно, способствовали более строгому управлению конем...
Не случайно удила с вытянутыми псалиями сопутствуют находкам в тех районах, где проводилось приручение и обуздание горячего дикого коня...
Все категории древнерусских удил относятся к трензельным; мундштучных в наших памятниках не встречено.
Основной материал относится к X—XIII вв., тогда как только 21 удило (разнотипные экземпляры) датируется IX или, лучше сказать, IX— X вв. Большая часть древнейших находок обнаружена в районах с нерусским населением (Чернавино, Подболотье, Цимлянская)...
Наиболее хорошо выясненным датирующим предметом являются здесь удила с эсовидно изогнутыми псалиями, нередко увенчанными стилизованными зооморфными головками. 5 Эти формы характерны в основном для аварских, аланских, литовских и тюркских древностей VII— IX вв. от Сибири и Северного Кавказа до Чехии и Литвы. После 900 г. упомянутые удила у оседлых и кочевых народов Восточной Европы встречаются все реже; в достоверно русских памятниках они вообще ни разу не найдены...
Псалии этих удил покрыты с внешних сторон орнаментом, который имеет значение для этнических определений...
В древнерусских дружинных трупосожжениях костяные псалии сохранились плохо, и в ряде черниговских курганов их обломки опознаны впервые. Бесспорно лучшей по сохранности вещью этой коллекции являются удила X в. из Любеча...
Орнаментальный убор псалиев, выдержанный в стиле прикладного искусства тех стран, где они найдены: на венгерском экземпляре видны характерные «точка с усиком», на древнепрусском — элементы геометрического северного узора, на древнерусском — растительный побег или завитки с пальметкой...
Набор удил Х в. показывает, что русские, развивая свое конное дело, по части управления конем воспользовались в первую очередь достижениями своих южных, юго-западных и юго-восточных соседей...
Комментариев нет:
Отправить комментарий