четверг, 2 апреля 2020 г.



Кирпичников А.Н.
Снаряжение всадника и верхового коня на Руси в IX - XIII вв.
стр. 160-174

       Подпружные пряжки изготовлялись из железа, по очертаниям копировали поясные, но были несколько крупнее последних. 
       В захоронениях с конем IX—XI вв. подпружные пряжки встречаются по одной; предназначались они для стягивания подбрюшного ремня, т. е. в прямом смысле подпруги. Типичными для упомянутого времени оказались трапециевидные пряжки, прямоугольные, прямоугольные с изогнутыми сторонами, наконец, пятиугольные, также с изогнутыми боковыми краями. За исключением последних, встреченных в Киевском Поросье, прочие имели общерусское, шире — общее восточноевропейское хождение...
       Формы наиболее ходовых трапециевидных и прямоугольных пряжек появились в VII—IX вв. и, по-видимому, во многом связаны со степной полосой. Таковы, в частности, железные сбруйные пряжки хазар, аланов и мадьяр. При создании упряжной системы русские, очевидно, во многом использовали опыт передовых в конном отношении соседей, в первую очередь южных...
       По сравнению с предшествующим периодом высота пряжек обычно несколько сокращается, однако они несколько расширяются (предельная ширина пряжек XI— XIII вв., что позволило пропускать ремень шириной 3—5 см...
       К новым явлениям XI—XIII вв. относится нахождение в комплексах с конями сразу по несколько пряжек. Так, по нашим подсчетам в пяти случаях найдены по 2 пряжки, в четырех — по 3, а в одном — даже 5...
       Не менее чем в 9 погребениях XI—XIII вв. по 1. а чаще по 2 пряжки были найдены непосредственно у стремян; кроме того, просвет ушка пряжек и стремян во всех случаях совпал. Речь, следовательно, идет о пряжках путлищ, вошедших в обиход, по-видимому, не позднее начала XII в. (в более ранний период стременные ремни металлических застежек не имели)...
       Итак, собранные материалы свидетельствуют о значительном переоформлении подпружных пряжек примерно в XI в. и о проникновении металлических застежек в основные звенья верховой упряжи...
       К деталям конского обихода относятся костяные пластинки с прямоугольной прорезью, называемые костыльками, цурками, пясиками, застежками...
       И поныне эти изделия кое-где являются застежками пут для сдвуноживания или стреноживания лошадей. Ременные путы этого рода представляют снасть длиной около 60 см с тремя концами, увенчанными поставленными поперек роговыми и деревянными застежками.           Каждая из последних запирала петлю, надевавшуюся на ногу лошади...
       В одном северокавказском адыгейском погребении такая поделка найдена у шейных позвонков коня; она как бы висела на его шее...
       В раскопках особенно раннесредневековых памятников исследователи часто натыкаются на небольшие нескольких разновидностей металлические обоймы с одним, реже двумя-тремя пирамидальными шипами, принадлежностями для хождения по льду.На Руси шипы зафиксированы не ранее IX в. и, возможно, были заимствованы при посредстве викингов. Характерно, что эти предметы впервые обнаружены в местах пребывания норманнов, служивших в войске Киевского государства. К тому же северные ледоходные шипы конструктивно не отличаются от таких же, найденных на нашей территории. Считать все шипы из ранних русских находок викингскими, однако, нет оснований. На Руси они, по-видимому, быстро вошли в широкий обиход и, как показывают староладожские и новгородские находки, употреблялись в течение всего средневековья. На территории Древней Руси в погребениях и поселениях X— XVII вв. по нашим подсчетам найдено около 600 железных обойм, предназначенных обезопасить ходьбу человека и коня. В одном Новгороде число этих изделий приближается к 400...
       Обувные состояли из ленточной с загнутыми концами обоймы дли ной 2—3. 5 см, высотой 0. 7—0. 9 см. К обойме крепился шип протяженностью около 1 см. В просвет скобы продевался ремень или тонкая дощечка. К средней части подошвы можно было подвязать целую низку таких обойм. Концы металлических скоб очень аккуратно загибались в одной плоскости и часто намеренно не смыкались, очевидно, чтобы пропустить деревянное скрепление. Обувные шипы в количестве от 1 до 4 найдены у нас в основном в дружинных захоронениях X в...
       Ледоходные конские подковки в памятниках X в. попадаются в 2 раза чаще обувных; от последних они всегда отличаются, и им в течение многих веков было присуще постоянство конструкции. В неиспользованном состоянии конские шипы представляют скобы в виде буквы «П». Длина платформы с шипом от 3 до 5. 7 см (редко больше). Высота зубцов около 6 см...
       В курганах X в., как русских, так и зарубежных, было найдено чаще всего от 1 до 2 ледоходных обойм — подковывались преимущественно передние ноги коня...



Комментариев нет:

Отправить комментарий