Жих М. И.
К проблеме «Русского каганата»: Древняя степь и ее соседи
(цитаты)
Возможность принципиально иного подхода к анализу этнополитической ситуации на юге Восточной Европы еще в 1970 г. наметил ук-
раинский археолог Д.Т. Березовец, который, развивая концепцию иранского происхождения Руси, преимущественно в её интерпретации
М.И. Артамоновым, высказал в статье «Об имени носителей салтовской культуры» мысль, согласно которой русы восточных источников
– это ираноязычные носители лесостепного варианта салтовской культуры...
В сжатом виде концепция истории Русского каганата была изложена Е.С. Галкиной ещё в статье, написанной совместно с А.Г. Кузьминым, где авторы, приняв за основу своих построений выводы Д.Т. Березовца, пошли существенно дальше, выдвинув тезис о существовании Русского каганата – значительного политического объединения, созданного на рубеже VIII – IX вв. ираноязычными народами, жившими в верховьях Дона, Северского Донца и Оскола. Археологически Русский каганат – это территория салтовской культуры с её белокаменными замками, развитыми ремеслом и торговлей, а, возможно, и с собственным монетным делом. Русский каганат первой трети IX в. – сильная держава, находившаяся в жестоком противоборстве с Хазарией и в конце концов сокрушённая последней. Часть русов при этом ушла в Прибалтику...
В результате реализуемого Е.С. Галкиной комплексного подхода к изучаемой проблематике перед нами предстаёт яркая и в значительной мере новая картина истории целого ряда народов Юго-Восточной Европы, в которой особое внимание уделено истории ираноязычных аланов от эпохи Великого переселения народов до конца I тыс. н. э.
Именно аланами, по убеждению исследователя, и было создано на рубеже VIII – IX вв. политическое объединение, правители которого, претендуя на гегемонию в указанном регионе, принимают высший из известных им титулов – титул кагана. Материальным выражением рождения этого политического объединения явилась яркая салтовская культура, носителями которой были освоены и собственное монетное производство, и руническая письменность, нередко без достаточных оснований приписываемые тюркам-хазарам...
Один из важнейших вопросов, затронутых исследователем, – вопрос соотношения социальных элит Русского каганата и Киевской Руси
и шире - соотношения этих политических образований вообще. Если ранее Русский каганат (независимо от его южной или северной лока-
лизации) рассматривался в качестве прямого предшественника Киевской Руси, то работы Е.С. Галкиной устанавливают их дискретность.
А отождествление носителей салтовской культуры с населением Русского каганата позволяет по-новому поставить вопрос о происхождении социально-политической элиты Древней Руси IX – X вв., которая, согласно Константину Багрянородному, именовалась «русами» и противопоставлялась «славянам»31. Эти сведения наводят на предположение, что на Руси была реализована модель политогенеза, близкая к болгарской (на Дунае), когда коренное славянское население подверглось завоеванию, в результате которого образовалась иноэтничная правящая элита. Получается, что древнерусский политогенез осуществлялся в условиях этнокультурного синтеза, в котором участвовали салтовские аланы-русы и восточные славяне. А это, в свою очередь, ведет к пересмотру всей картины ранней истории Руси...
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата
Галкина Е.С. Номады Восточной Европы: этносы, социум, власть (I тыс. н. э)
ссылка на источник
К проблеме «Русского каганата»: Древняя степь и ее соседи
(цитаты)
Возможность принципиально иного подхода к анализу этнополитической ситуации на юге Восточной Европы еще в 1970 г. наметил ук-
раинский археолог Д.Т. Березовец, который, развивая концепцию иранского происхождения Руси, преимущественно в её интерпретации
М.И. Артамоновым, высказал в статье «Об имени носителей салтовской культуры» мысль, согласно которой русы восточных источников
– это ираноязычные носители лесостепного варианта салтовской культуры...
В сжатом виде концепция истории Русского каганата была изложена Е.С. Галкиной ещё в статье, написанной совместно с А.Г. Кузьминым, где авторы, приняв за основу своих построений выводы Д.Т. Березовца, пошли существенно дальше, выдвинув тезис о существовании Русского каганата – значительного политического объединения, созданного на рубеже VIII – IX вв. ираноязычными народами, жившими в верховьях Дона, Северского Донца и Оскола. Археологически Русский каганат – это территория салтовской культуры с её белокаменными замками, развитыми ремеслом и торговлей, а, возможно, и с собственным монетным делом. Русский каганат первой трети IX в. – сильная держава, находившаяся в жестоком противоборстве с Хазарией и в конце концов сокрушённая последней. Часть русов при этом ушла в Прибалтику...
В результате реализуемого Е.С. Галкиной комплексного подхода к изучаемой проблематике перед нами предстаёт яркая и в значительной мере новая картина истории целого ряда народов Юго-Восточной Европы, в которой особое внимание уделено истории ираноязычных аланов от эпохи Великого переселения народов до конца I тыс. н. э.
Именно аланами, по убеждению исследователя, и было создано на рубеже VIII – IX вв. политическое объединение, правители которого, претендуя на гегемонию в указанном регионе, принимают высший из известных им титулов – титул кагана. Материальным выражением рождения этого политического объединения явилась яркая салтовская культура, носителями которой были освоены и собственное монетное производство, и руническая письменность, нередко без достаточных оснований приписываемые тюркам-хазарам...
Один из важнейших вопросов, затронутых исследователем, – вопрос соотношения социальных элит Русского каганата и Киевской Руси
и шире - соотношения этих политических образований вообще. Если ранее Русский каганат (независимо от его южной или северной лока-
лизации) рассматривался в качестве прямого предшественника Киевской Руси, то работы Е.С. Галкиной устанавливают их дискретность.
А отождествление носителей салтовской культуры с населением Русского каганата позволяет по-новому поставить вопрос о происхождении социально-политической элиты Древней Руси IX – X вв., которая, согласно Константину Багрянородному, именовалась «русами» и противопоставлялась «славянам»31. Эти сведения наводят на предположение, что на Руси была реализована модель политогенеза, близкая к болгарской (на Дунае), когда коренное славянское население подверглось завоеванию, в результате которого образовалась иноэтничная правящая элита. Получается, что древнерусский политогенез осуществлялся в условиях этнокультурного синтеза, в котором участвовали салтовские аланы-русы и восточные славяне. А это, в свою очередь, ведет к пересмотру всей картины ранней истории Руси...
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата
Галкина Е.С. Номады Восточной Европы: этносы, социум, власть (I тыс. н. э)
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий