Мавродин В.В.
Очерки истории Левобережной Украины
СПБ, 2002
стр. 55
Тот же Иордан говорит о народе «росомонах», Псевдо-Хазарий (VI век) — о народе «hros» , живущих к северу от Меотиды. А. П. Дьяконов считает «hros» славянами. Гвидо Равенский и Географ Баварский (IX век) помещают здесь уже «россов» — «Ruzzi», живущих между уличами и хазарами, то есть в междуречье Днепра и Дона. Своими историческими, социально-культурными, а следовательно и языковыми связями, восходящими к общему яфетическому прошлому и общению в древности, русский язык обязан тому обстоятельству, что ряд терминов сближает его не с прочими славянскими, а с абхазским (в первую очередь), чувашским (близким к древнеболгарскому), сванским, чанским, грузинским, мингрельским языками. Также близки оказываются древнему славянству ясы-языги, то есть те же аланы. Они соседят с русью в степях, они входят в состав русских дружин на Северном Кавказе, с ними скрещиваются русские. Летописи сохранили нам упоминания о браках князей с «ясынями», об «ясинях» — дружинниках-слугах и так далее.
С аланами-ясами связан ряд географических пунктов средней Руси, даже на севере встречаются наименования, свидетельствующие о ясо-аланском элементе.
С ясами связаны и летописные ятвяги, которых нельзя считать литовцами. Даже сами жители Литвы и Западной Руси отличали их от литовцев. Язык, внешние черты. быт ятвягов имели некоторые особенности. Еще по сию пору в местах, где некогда жили летописные ятвяги, население сохранило кое-какие особенности в именах, обычаях, отличаясь от соседей и антропологически.
«Ядвинги» — потомки ятвягов — среди местного населения резко выделяются. Их кочевой быт, характерный для степняков, сохранился даже тогда, когда ятвяги поселились в лесах юго-восточной Литвы, где они частично продолжали кочевать и жить в повозках-«колымагах». Ясы-языки отложили свой, также рошский слой, буквально в русском «языке». «Язык», в прошлом — племенное название «языгов» в русской речи, также выступает в смысле «племя», «народ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий