Кошокова С.Я.
Античные и средневековые авторы о народах Северо-Западного Кавказа: историографический аспект
(цитаты)
Первые письменные свидетельства о Северо-Западном Кавказе и населявших его племенах появились в античную эпоху в трудах
таких авторов, как Гекатей Милетский, Гелланик Милетский, Геродот, Полибий, Плиний, Арриан, Птоломей, Дионисий, Диодор, Страбон. Ни один из этих авторов не ставил своей целью конкретное изучение территории, поэтому сведения разбросаны в различных текстах
и обычно упоминаются в связи с исследованием каких-то других проблем. Так, Геродот, рассматривая развитие Персидской державы, описывает поход Дария I на скифов; Ксенофонт в труде «Поход Кира» повествует о злоключениях, постигших войско на Кавказе; Гелланик Митиленский в работе «Аттика» говорит о нашествии амазонок в Аттику через замерший Киммерийский Боспор...
Большинство античных авторов, писавших о Северо-Западном Кавказе, никогда сами здесь не бывали. Те, кто все же попадал в Причерноморье, ограничивались осмотром прибрежных районов, не проникая в глубь территорий. Сбор сведений, по-видимому,
проходил на территории греческих колоний. Античные авторы в основном пользовались данными предшественников и устными рассказами тех, кто там бывал, чаще всего моряков и торговцев...
На X в. приходится всплеск развития арабской исторической и географической литературы, создается классическая школа арабских географов.
Многочисленные арабские путешественники оставили нам достаточно «скудные» сведения о народах Северо-Западного Кавказа. По-видимому, это объясняется тем, что арабских авторов, в первую очередь, интересовали мусульманские территории, а также те, через которые проходили торговые пути. Внутренние территории Северо-Западного Кавказа не подпадали под эти критерии и поэтому не интересовали арабов...
По степени осведомленности о жизни народов Северо-Западного Кавказа среди арабских авторов можно выделить ал-Масуди, упоминающего в своем труде племя кашков.
Он описывал внешность кашков, указывал, что они слабее алан, т.к. не допускают назначить над собой царя, который объединил бы их, они хорошие моряки, и используют это для ведения торговли, веру исповедуют языческую. Интересно, что ал-Масуди дает этимологию слова «кашак», объясняя его из персидского «гордость», «хвастовство». Этими фактами и ограничиваются знания ал-Масуди о кашках, он даже не может уверенно сказать, у какого моря они живут...
Также не вносят ясности грузинские и византийские источники. Летописная история Грузии «Картлис Цховреба» (Жизнь Грузии) упоминает территории предков адыгов в связке с соседними территориями, что позволяет выявить их локализацию на этот период, также есть указания на союзнические отношения в некоторых конфликтах и династические браки. В тексте летописи есть упоминание о том, что Черкесия была подчинена мцхетскому патриаршему престолу, а мусульманство начало здесь распространяться после нашествия Тамерлана. Из византийских авторов наиболее подробные сведения содержатся у Константина Багрянородного. Он указывает на развитие земледелия, скотоводства и торговли нефтью с Византией...
Особая роль в изучении Северо-Западного Кавказа принадлежит русским исследователям. Большинство ученых первым этапом развития русской историографии считают летописный период. Именно летописи положили начало традиции накопления знаний о предках адыгов. Впервые сведения о касогах появляются в Начальной летописи (по Лаврентьевскому списку) под 965 г., затем упоминания повторяются под 1022, 1066 и 1222 гг.. Последнее сообщение связано с нашествием монголов на касогов, после которого
русско-адыгские связи временно прекратились, что напрямую отразилось на процессе накопления исторических сведений об адыгах.
Следующее упоминание появляется только под 1346 и 1395 гг..
Летописец не просто механически излагал факты, а выбирал из них наиболее важные, значит, можно сделать вывод, что отношения восточных славян с предками адыгов имели определенное значение. Фактически уже в это время касоги, как одни из соседей
Киевской Руси, становятся частью русской истории, точно так же, как восточные славяне частью адыгской истории, поэтому не удивительно, что сведения русской летописи перекликаются с данными адыгского фольклора. Вполне естественно, что сюжеты эти
касаются вопросов международных связей: участия в совместных военных походах, т. е. союзнические отношения и, наоборот, столкновения в качестве противников...
ссылка на источник
Античные и средневековые авторы о народах Северо-Западного Кавказа: историографический аспект
(цитаты)
Первые письменные свидетельства о Северо-Западном Кавказе и населявших его племенах появились в античную эпоху в трудах
таких авторов, как Гекатей Милетский, Гелланик Милетский, Геродот, Полибий, Плиний, Арриан, Птоломей, Дионисий, Диодор, Страбон. Ни один из этих авторов не ставил своей целью конкретное изучение территории, поэтому сведения разбросаны в различных текстах
и обычно упоминаются в связи с исследованием каких-то других проблем. Так, Геродот, рассматривая развитие Персидской державы, описывает поход Дария I на скифов; Ксенофонт в труде «Поход Кира» повествует о злоключениях, постигших войско на Кавказе; Гелланик Митиленский в работе «Аттика» говорит о нашествии амазонок в Аттику через замерший Киммерийский Боспор...
Большинство античных авторов, писавших о Северо-Западном Кавказе, никогда сами здесь не бывали. Те, кто все же попадал в Причерноморье, ограничивались осмотром прибрежных районов, не проникая в глубь территорий. Сбор сведений, по-видимому,
проходил на территории греческих колоний. Античные авторы в основном пользовались данными предшественников и устными рассказами тех, кто там бывал, чаще всего моряков и торговцев...
На X в. приходится всплеск развития арабской исторической и географической литературы, создается классическая школа арабских географов.
Многочисленные арабские путешественники оставили нам достаточно «скудные» сведения о народах Северо-Западного Кавказа. По-видимому, это объясняется тем, что арабских авторов, в первую очередь, интересовали мусульманские территории, а также те, через которые проходили торговые пути. Внутренние территории Северо-Западного Кавказа не подпадали под эти критерии и поэтому не интересовали арабов...
По степени осведомленности о жизни народов Северо-Западного Кавказа среди арабских авторов можно выделить ал-Масуди, упоминающего в своем труде племя кашков.
Он описывал внешность кашков, указывал, что они слабее алан, т.к. не допускают назначить над собой царя, который объединил бы их, они хорошие моряки, и используют это для ведения торговли, веру исповедуют языческую. Интересно, что ал-Масуди дает этимологию слова «кашак», объясняя его из персидского «гордость», «хвастовство». Этими фактами и ограничиваются знания ал-Масуди о кашках, он даже не может уверенно сказать, у какого моря они живут...
Также не вносят ясности грузинские и византийские источники. Летописная история Грузии «Картлис Цховреба» (Жизнь Грузии) упоминает территории предков адыгов в связке с соседними территориями, что позволяет выявить их локализацию на этот период, также есть указания на союзнические отношения в некоторых конфликтах и династические браки. В тексте летописи есть упоминание о том, что Черкесия была подчинена мцхетскому патриаршему престолу, а мусульманство начало здесь распространяться после нашествия Тамерлана. Из византийских авторов наиболее подробные сведения содержатся у Константина Багрянородного. Он указывает на развитие земледелия, скотоводства и торговли нефтью с Византией...
Особая роль в изучении Северо-Западного Кавказа принадлежит русским исследователям. Большинство ученых первым этапом развития русской историографии считают летописный период. Именно летописи положили начало традиции накопления знаний о предках адыгов. Впервые сведения о касогах появляются в Начальной летописи (по Лаврентьевскому списку) под 965 г., затем упоминания повторяются под 1022, 1066 и 1222 гг.. Последнее сообщение связано с нашествием монголов на касогов, после которого
русско-адыгские связи временно прекратились, что напрямую отразилось на процессе накопления исторических сведений об адыгах.
Следующее упоминание появляется только под 1346 и 1395 гг..
Летописец не просто механически излагал факты, а выбирал из них наиболее важные, значит, можно сделать вывод, что отношения восточных славян с предками адыгов имели определенное значение. Фактически уже в это время касоги, как одни из соседей
Киевской Руси, становятся частью русской истории, точно так же, как восточные славяне частью адыгской истории, поэтому не удивительно, что сведения русской летописи перекликаются с данными адыгского фольклора. Вполне естественно, что сюжеты эти
касаются вопросов международных связей: участия в совместных военных походах, т. е. союзнические отношения и, наоборот, столкновения в качестве противников...
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий