среда, 13 мая 2020 г.

Дзюбан В. В.
Казачество как субкультура в современном российском обществе
(цитаты)

Многие исследователи полагают, что казачество, существовавшее значительный исторический период как сословие, имеет свою субкультуру. Однако некоторые исследователи высказывает по этому поводу сомнения. Видимо, вопрос заключается
в том, что казачество имеет ряд важных принципиальных отличительных особенностей. Это связано, прежде всего, с происхождением казачества, его исторического развития, с глубокими социальными изменениями, которым оно подверглось за последние столетия.
В литературе есть разные предположения о возникновении казачества Брянского региона (Северщины). Напомним, Ян Потоцкий считал, что предками казаков были потомки касогов, поселившиеся в XI в. на севере Черниговщины, то есть в Северской земле. Л.Н. Гумилев предполагал, что это коренное население территории – северяне (предки ославянившихся савиров, севрюков).
Н.И. Костомаров полагал, что это «сиверские вольницы, наподобие запорожской», то есть он не включал местное казачество в запорожское, а считал его подобным ему, что важно. В 1863 г. профессор В.Б. Антонович высказал мысль об образовании здесь казачества благодаря раздачам земель на границах Литовского княжества, которые предоставляли сельским общинам или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанностью нести военную службу...
Таким образом, вопрос о возникновении казачества в исследуемом регионе и раннем самоопределении жителей региона, их ранней самоидентификации далеко не выяснен, хотя и живет в исторической памяти. Это относится ко многим казачьим регионам РФ...
Сложность понимания прошлого казачества усугубляется тем, что проблема происхождения казачества и казачьей социальной среды в регионе в исторической литературе не нашла однозначного решения. Однако, скорее всего, прав Н.И. Костомаров, который считал, что предками стародубских казаков была «сиверская вольница», наподобие запорожской, то есть Н.И. Костомаров воспринимал их как самостоятельное социальное явление...
Знание истории, говора, песен, владение традиционными военными навыками (верховой ездой, шашкой, борьбой), ношение военной формы стали в эти годы важными условиями самоощущения казака. При этом использовались как традиционные способы передачи опыта, так и нетрадиционные – посредством письменных и других источников информации (литература, сборники документов, песен, аудио- и видеозаписи). Значительной частью потомков казаков начала осознаваться принадлежность к казачьему сословию. Это стимулировало архивные изыскания с целью поиска своих корней, описанию родословной.
В этом процессе значительную роль сыграла просветительская и исследовательская деятельность эмиграционных кругов. В Москве вышли работы представителей эмиграции «История казаков» А.А. Гордеева (в 4-х частях), «Казачий словарь-справочник» Г.В. Губарева и А.И. Скрылова...

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий