среда, 27 мая 2020 г.



Чамокова С.Т.
Павлюченко В.С.
Роль языческих представлений и мифологии в формировании мировоззрения древних славян и адыгов
(цитаты)

     В славянском, как и в адыгском язычестве, отразилось стремление людей понять и противостоять окружающему миру. Формой общения стали магические обряды. Люди старались отогнать, отпугнуть враждебные силы, просили о благополучии, излечении от болезней, о будущем урожае.
     Не умея объяснить явления природы и общества, люди в какой-то мере осознавали окружающую их действительность в религии. На ранних этапах истории явления природы, законов которой люди не знали, представлялись им могущественными силами и человек стремился воздействовать на них обрядами, постепенно их персонифицировал .
     Может быть, больше всего мы знаем о культе солнечных божеств любви, брака и плодородия. Их популярность подтверждается большим количеством их имен, к примеру, у славян (Ярило, Ладо, Кострома, Хор, Дождь-бог, Тур и т.д.). Два субъекта РФ до сих пор сохранили имена этих богов любви и веселья – Ярославская и Костромская...
     Ежегодное возрождение солнца и вообще пробуждение природы (равно как и осеннее замирание) сопровождалось шумными празднествами с венками, цветами, плясками, пением и играми. Эти весенние и летние праздники в честь солнца и существ, наполняющих природу – только частный пример религиозного и мистического отношения древних славян к природе.
Солнце обоготворялось под названием Дажьбога, а также Хорса; хранитель стад Велес или Волос первоначально тоже был солнечным богом. Следует упомянуть, что адыгский Тха генетически тоже связан с архаическим божеством Солнца. Происхождение имени Тха от адыгейского "дыгъэ", "тыгъэ" – "солнце" дает основание предположить, что первоначально роль первого творца принадлежала божеству Солнца...
     Тха пребывал на небе, по другому варианту - на Ошхамахо (гора Эльбрус, в адыгской мифологии местопребывание богов). Он сотворил мир, людей за семь дней и считался демиургом. В адыгейском языке существуют клятвы: Тхьэуэ мыр зи тыгъэ (клянусь богом, создателем этого Солнца), тхьэуэ мыр зи мазэ (клянусь богом, создателем этой Луны).
     Восточные славяне поклонялись также Стрибогу, богу ветров и бурь, также связанному с солнечным культом. Бог Ярило нес ответственность за прорастание хлебных злаков, Купало отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими судьбами, Чур охранял межи между полями и всяческие границы. Значение некоторых богов остается загадочным. Таковы Троян, целых четыре раза упоминаемый в «Слове о полку Игореве», и Семаргл, которого чаще считают богом семян и растений.
     Были в славянском пантеоне и богини: Макошь, богиня собранного урожая и гаданий, Лада, хранительница домашнего очага и покровительница брака; Леля, богиня весеннего расцвета природы; Денница, олицетворение Утренней звезды. Богини Карна и Желя олицетворяли важнейший для язычника похоронных обряд: они отвечали за плач по умершему и огонь погребального костра – крады. Богиня Морена мыслилась как богиня темных сил природы – зимы, холодов, возможно и смерти. Одним из самых таинственных и грозных богов у адыгов был бог грома и молнии Шибле ("Гром"). Старшинство двух божеств – Тхашхо и Шибле в понятиях народа было сомнительно...
     Шибле считали божеством молнии – огня, отождествляя образ змеи с молнией и прослеживая связь с испрашиванием дождя...
     По сути дела, у всех народов мира грозовые божества выходили на первый план (в греческой мифологии Зевс-громовержец даже возглавлял пантеон божеств). С укреплением роли земледелия в хозяйственной и общественной жизни адыгов приоритетное значение приобрел и культ Шибле. Культ бога – громовержца Шибле был культом плодородия, который будто бы обеспечивал хороший урожай. Возрастающая роль земледелия была предпосылкой к тому, что культ Шибле, бога, посылающего дожди, а стало быть, имеющего важнейшее значение для сельского хозяйства, выделился из среды других черкесских божеств на первый план...
     Божество, подобное Шибле, существует и у других народов Северного Кавказа. У абхазов, например, бог грома и молнии Афа, он всегда мог «посетить» ту или иную семью. При этом бог «вселялся» в кого-нибудь из членов семьи и вызывал у него умопомешательство или другую болезнь, если данная семья его чем-нибудь прогневала...
     У вайнахов богом-громовержцем является Сели или Стала, представлявшийся в качестве человекообразного существа, страшного, но справедливого...
     Религия представляет собой мировоззрение, мироощущение народа, а также соответствующее поведение и специфические культовые действия. Главным признаком религиозных верований и обрядов является вера в сверхестественное, выступающая характерной чертой всякой религии. Обряд, ритуал можно назвать религиозно-магическим только в том случае, если он основан на вере в сверхестественное. Если такой веры нет, то это традиция, которой можно приписывать связь с религиозными представлениями в прошлом.

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий