Павлюченко В. С.
Чамокова С. Т.
Взаимоотношения Древней Руси со скандинавскими народами и народами Северного Кавказа в IX-XII веках.
(цитаты)
Из древнерусских летописей известно, что русы с норманнами и северокавказскими народами не только воевали, но и заключали с ними торговые соглашения. Взаимоотношения Древней Руси с Северным Кавказом в период X-XI веках происходили в основном через город
Тмутаракань, Таманский полуостров, который после разгрома Хазарского каганата примерно в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем перешёл в состав древней Руси. Через Тмутаракань проходил основной поток обмена культурными, военными и экономическими ценностями. Из-за того, что город был портовым и многонациональным в то время в нём проживали такие представители народностей как: греки, зихи, аланы, хазары, славяне, армяне и т.д., культурный и экономический обмен носил более существенный характер, что доказывается многочисленными археологическими находками такими как: монеты из Восточной Римской Империи, Руси, Скандинавии и стран Востока, украшения, оружия и изделий гончарного искусства. Археологические находки, найденные в Тмутаракани, в основной массе являются по происхождению греческими, так как основателями города и основной массой жителей в X-XI веках являлись греки. Предметы славянской культуры малочисленны и связаны в основном с пребыванием в городе дружинников, князей, купцов и монахов и религиозным влиянием Руси на этот регион. Археологические находки кавказской культуры в основном носили торговый характер. Это монеты, фрагменты товаров гончарного производства и оружия. По известным источникам, отношения между Древней Русью и Северным Кавказом не носили массовый характер из-за того, что Русь в X-XI веках в основном стремилась на восток, в Византийскую империю, где в то время был центр всей средиземноморской торговли...
В составе ратного снаряжения киевских полков имелось оружие венгров, греко-франков, поляков, финнов, литовцев, скандинавов, хазар, алан и других народов. В результате в Европе сложился своеобразный арсенал боевых средств. Привозное оружие постепенно перерабатывалось и приспосабливалось к местным условиям. Наряду с заимствованием чужого опыта создавались и использовались собственные образцы топоров, копий, стрел, кистеней и мечей...
В древнерусских курганах и на территории Скандинавии найдено множество наконечников, ножен, мечей IX-XI веков. Многочисленными были скандинавские по происхождению наконечники с изображениями птиц и извивающихся чудовищ, на Северном Кавказе данных артефактов не было найдено. Распространенность этих изделий связана, очевидно, с магическими представлениями о возрастающей заклинательной силе оружия, каждый раз погружаемого в тело дракона или осененного древним символом в виде вещей птицы. Многие из этих изделий выполнены на Руси (находки в Киеве, Новгороде и Муроме) со схематичным контуром птицы. Можно отметить нарастание во второй половине X века в орнаментации наконечников ножен славянских элементов.
Из этого можно сделать вывод, что со второй половины X в. на Руси существовали мастерские, изготавливавшие это своеобразное изделие. Следовательно, с середины X века Русь оказывает сильное влияние на изготовление скандинавских наконечников, что приводит в конце столетия к преобразованию северной звериной орнаментики в близкую древнерусскою, растительную...
Интенсивными были взаимодействия в области украшений, парадного убора, костюма. Наряду с распространением на Руси скандинавского женского наряда с парами фибул, в Скандинавии распространяются дружинные наборные пояса, сумки-ташки, шаровары восточного покроя, запашная одежда типа кафтана с бронзовыми пуговицами и тесьмой по краю, меховые «русские шапки», женские плиссированные льняные и шелковые рубахи, бусы и другие виды украшений. Многие из вышеперечисленных так называемых «восточных» древнерусских предметов одежды, в свою очередь, были заимствованы славянами у южных соседей. В частности, и у Тмутараканского княжества...
Около десятка скандинавских слов, укоренившихся в древнерусской лексике и не менее 12 славянских – в скандинавской. Показательно при этом, что скандинавские заимствования: «варяг», «гридь», «тиун», «стяг» – охватывают военно-организационную сферу, а славянские слова в скандинавском охватывают область бытовой дружинной культуры, например: sodull – «седло», katse – «кошъ», «сума», lavi – «скамья», hum1е – «хмель». Как в военной, так и в торговой сфере, взаимодействие Руси со Скандинавией, судя по распространению археологических находок, начинается во второй половине IX века. Оно достигает максимума во второй половине X века, а с конца Х-первой половины XI веков прослеживается уже самостоятельное для каждой культуры дальнейшее развитие. Появляются новые социокультурные нормы, в частности, ярко представленные «русскими формами» мечей, неизвестными в Скандинавии, или мемориальными руническими камнями, широко распространившимися в северных странах и не получившими применения даже в погребальных ритуалах обрусевших варягов на Руси...
Северный Кавказ был важным экономическим плацдармом для Руси, интересующейся торгово-экономическими путями, в основном идущими в Византийскую империю через северокавказский регион. Следует сделать вывод, что Русь была не только источником, но и посредником в передаче на север венгерских, тюркских, арабских, северокавказских, среднеазиатских и византийских культурных элементов, мифологических мотивов, а также разнообразных образов и технических приемов.
ссылка на источник
Чамокова С. Т.
Взаимоотношения Древней Руси со скандинавскими народами и народами Северного Кавказа в IX-XII веках.
(цитаты)
Из древнерусских летописей известно, что русы с норманнами и северокавказскими народами не только воевали, но и заключали с ними торговые соглашения. Взаимоотношения Древней Руси с Северным Кавказом в период X-XI веках происходили в основном через город
Тмутаракань, Таманский полуостров, который после разгрома Хазарского каганата примерно в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем перешёл в состав древней Руси. Через Тмутаракань проходил основной поток обмена культурными, военными и экономическими ценностями. Из-за того, что город был портовым и многонациональным в то время в нём проживали такие представители народностей как: греки, зихи, аланы, хазары, славяне, армяне и т.д., культурный и экономический обмен носил более существенный характер, что доказывается многочисленными археологическими находками такими как: монеты из Восточной Римской Империи, Руси, Скандинавии и стран Востока, украшения, оружия и изделий гончарного искусства. Археологические находки, найденные в Тмутаракани, в основной массе являются по происхождению греческими, так как основателями города и основной массой жителей в X-XI веках являлись греки. Предметы славянской культуры малочисленны и связаны в основном с пребыванием в городе дружинников, князей, купцов и монахов и религиозным влиянием Руси на этот регион. Археологические находки кавказской культуры в основном носили торговый характер. Это монеты, фрагменты товаров гончарного производства и оружия. По известным источникам, отношения между Древней Русью и Северным Кавказом не носили массовый характер из-за того, что Русь в X-XI веках в основном стремилась на восток, в Византийскую империю, где в то время был центр всей средиземноморской торговли...
В составе ратного снаряжения киевских полков имелось оружие венгров, греко-франков, поляков, финнов, литовцев, скандинавов, хазар, алан и других народов. В результате в Европе сложился своеобразный арсенал боевых средств. Привозное оружие постепенно перерабатывалось и приспосабливалось к местным условиям. Наряду с заимствованием чужого опыта создавались и использовались собственные образцы топоров, копий, стрел, кистеней и мечей...
В древнерусских курганах и на территории Скандинавии найдено множество наконечников, ножен, мечей IX-XI веков. Многочисленными были скандинавские по происхождению наконечники с изображениями птиц и извивающихся чудовищ, на Северном Кавказе данных артефактов не было найдено. Распространенность этих изделий связана, очевидно, с магическими представлениями о возрастающей заклинательной силе оружия, каждый раз погружаемого в тело дракона или осененного древним символом в виде вещей птицы. Многие из этих изделий выполнены на Руси (находки в Киеве, Новгороде и Муроме) со схематичным контуром птицы. Можно отметить нарастание во второй половине X века в орнаментации наконечников ножен славянских элементов.
Из этого можно сделать вывод, что со второй половины X в. на Руси существовали мастерские, изготавливавшие это своеобразное изделие. Следовательно, с середины X века Русь оказывает сильное влияние на изготовление скандинавских наконечников, что приводит в конце столетия к преобразованию северной звериной орнаментики в близкую древнерусскою, растительную...
Интенсивными были взаимодействия в области украшений, парадного убора, костюма. Наряду с распространением на Руси скандинавского женского наряда с парами фибул, в Скандинавии распространяются дружинные наборные пояса, сумки-ташки, шаровары восточного покроя, запашная одежда типа кафтана с бронзовыми пуговицами и тесьмой по краю, меховые «русские шапки», женские плиссированные льняные и шелковые рубахи, бусы и другие виды украшений. Многие из вышеперечисленных так называемых «восточных» древнерусских предметов одежды, в свою очередь, были заимствованы славянами у южных соседей. В частности, и у Тмутараканского княжества...
Около десятка скандинавских слов, укоренившихся в древнерусской лексике и не менее 12 славянских – в скандинавской. Показательно при этом, что скандинавские заимствования: «варяг», «гридь», «тиун», «стяг» – охватывают военно-организационную сферу, а славянские слова в скандинавском охватывают область бытовой дружинной культуры, например: sodull – «седло», katse – «кошъ», «сума», lavi – «скамья», hum1е – «хмель». Как в военной, так и в торговой сфере, взаимодействие Руси со Скандинавией, судя по распространению археологических находок, начинается во второй половине IX века. Оно достигает максимума во второй половине X века, а с конца Х-первой половины XI веков прослеживается уже самостоятельное для каждой культуры дальнейшее развитие. Появляются новые социокультурные нормы, в частности, ярко представленные «русскими формами» мечей, неизвестными в Скандинавии, или мемориальными руническими камнями, широко распространившимися в северных странах и не получившими применения даже в погребальных ритуалах обрусевших варягов на Руси...
Северный Кавказ был важным экономическим плацдармом для Руси, интересующейся торгово-экономическими путями, в основном идущими в Византийскую империю через северокавказский регион. Следует сделать вывод, что Русь была не только источником, но и посредником в передаче на север венгерских, тюркских, арабских, северокавказских, среднеазиатских и византийских культурных элементов, мифологических мотивов, а также разнообразных образов и технических приемов.
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий