Фоменко В. А.
Феодальная элита адыгов XIV-XV вв. по археологическим данным
(цитаты)
Происхождение династий кабардино-бесленеевских и темиргоевских князей – Иналидов связано с именем их легендарного предка князя Инала Нэху (Светлого). Основные сведения о нем доступны из записей фольклора и довольно противоречивы. Однако известный историк-кавказовед А.В. Гадло писал: «…сказание об Инале, сохранившееся в устной адыгской традиции как часть генеалогического предания, отражает историческую реальность».
Вместе с тем дошедшие до нас сведения об Инале не позволяют однозначно говорить о времени его правления. Часть исследователей относят эпоху легендарного Инала ко второй половине XIV – началу XV в.. Однако А.В. Гадло считал, что князь Инал жил в хазарское время. Версию Александра Вильямовича поддерживает часть современных авторов. Высказано предположение, что эпоха легендарного Инала относится ко времени, несколько более раннему, чем XIV в.. Историк С.Х. Хотко предполагает, что правитель с именем Инал не был одним человеком (темиргоевский князь жил в конце XIII – начале XIV в., а другой представитель княжеской фамилии позднее основал Кабарду).
Вопрос определения времени жизни и деятельности Инала Светлого имеет огромное значение, поскольку позволяет установить начало истории Иналидов и их кабардинской ветви. Этот вопрос может быть решен на современном уровне накопления археологических материалов. Так, материалы погребальных памятников Западного и Центрального Предкавказья второй половины VII – IX в. показывают наличие следов социально-рангового расслоения в среде местного населения. Вероятно, две группы касогов (носители обряда кремации и наскальных захоронений) были наиболее выраженно интегрированы в военно-государственную систему Хазарии. Однако для этой эпохи вряд ли можно выделить элитные погребения, по богатству соответствующие «княжескому» уровню. Таким образом, гипотеза об истоках династии Иналидов в хазарском и постхазарском времени, разрабатывавшаяся А.В. Гадло, пока не находит подтверждения в археологических источниках...
Предложена социально-ранговая характеристика древностей белореченского типа, сопоставимая с адыгской феодальной иерархией ХVIII в. В крупных и богатых курганах были погребены князья. Богатые захоронения под небольшими насыпями принадлежали первостепенным дворянам. В малых курганах с нерядовым инвентарем были похоронены дворяне (уорки и уздени). Свободные общинники покоились в грунтовых могилах с саблями, кинжалами и наконечниками стрел. Крепостные и рабы были захоронены в грунтовых погребениях с одной, двумя ве-щами (ножик, кремень, огниво) или в безынвентарных могилах...
Непосредственно с именем родоначальника кабардинских князей связаны некоторые исторические памятники, расположенные преимущественно в Прикубанье. По данным адыгского просветителя Хан-Гирея, с Иналом связано Шанхирское (Шанджирское) крупное земляное городище, располагавшееся близ топей Кубани, между речками Псиф и Непитль. В историографии давно утвердилось мнение, что могила легендарного князя Инала – Инал-куба находится в горах Абхазии, близ современного селения Псху. Урочище Инал-куба расположено на Святой горе. В наши дни это место является священным и почитается абазинами и абхазами.
Однако, по сведениям краеведа Е.Д. Фелицына, руины могилы «...Инала, родоначальника кабардинских князей, находятся в 5 верстах к югу от станицы Передовой Баталпашинского уезда Кубанской области». Кроме того, в Урупско-Лабинском регионе в ХIV в. возникает ряд крупных городищ (Медногорское, Ахметская, Второе Каменистое). Существование этих городищ в ХIV–ХV вв. вполне вероятно связано с деятельностью князя Инала.
Таким образом, современные материалы адыгских памятников хазарского (VIII–IX вв.), постхазарско-домонгольского (Х–XIII вв.) и золотоордынского (XIII–XV вв.) времени позволяют прийти к выводу о сложении династии Иналидов в XIV–XV вв.
ссылка на источник
Феодальная элита адыгов XIV-XV вв. по археологическим данным
(цитаты)
Происхождение династий кабардино-бесленеевских и темиргоевских князей – Иналидов связано с именем их легендарного предка князя Инала Нэху (Светлого). Основные сведения о нем доступны из записей фольклора и довольно противоречивы. Однако известный историк-кавказовед А.В. Гадло писал: «…сказание об Инале, сохранившееся в устной адыгской традиции как часть генеалогического предания, отражает историческую реальность».
Вместе с тем дошедшие до нас сведения об Инале не позволяют однозначно говорить о времени его правления. Часть исследователей относят эпоху легендарного Инала ко второй половине XIV – началу XV в.. Однако А.В. Гадло считал, что князь Инал жил в хазарское время. Версию Александра Вильямовича поддерживает часть современных авторов. Высказано предположение, что эпоха легендарного Инала относится ко времени, несколько более раннему, чем XIV в.. Историк С.Х. Хотко предполагает, что правитель с именем Инал не был одним человеком (темиргоевский князь жил в конце XIII – начале XIV в., а другой представитель княжеской фамилии позднее основал Кабарду).
Вопрос определения времени жизни и деятельности Инала Светлого имеет огромное значение, поскольку позволяет установить начало истории Иналидов и их кабардинской ветви. Этот вопрос может быть решен на современном уровне накопления археологических материалов. Так, материалы погребальных памятников Западного и Центрального Предкавказья второй половины VII – IX в. показывают наличие следов социально-рангового расслоения в среде местного населения. Вероятно, две группы касогов (носители обряда кремации и наскальных захоронений) были наиболее выраженно интегрированы в военно-государственную систему Хазарии. Однако для этой эпохи вряд ли можно выделить элитные погребения, по богатству соответствующие «княжескому» уровню. Таким образом, гипотеза об истоках династии Иналидов в хазарском и постхазарском времени, разрабатывавшаяся А.В. Гадло, пока не находит подтверждения в археологических источниках...
Предложена социально-ранговая характеристика древностей белореченского типа, сопоставимая с адыгской феодальной иерархией ХVIII в. В крупных и богатых курганах были погребены князья. Богатые захоронения под небольшими насыпями принадлежали первостепенным дворянам. В малых курганах с нерядовым инвентарем были похоронены дворяне (уорки и уздени). Свободные общинники покоились в грунтовых могилах с саблями, кинжалами и наконечниками стрел. Крепостные и рабы были захоронены в грунтовых погребениях с одной, двумя ве-щами (ножик, кремень, огниво) или в безынвентарных могилах...
Непосредственно с именем родоначальника кабардинских князей связаны некоторые исторические памятники, расположенные преимущественно в Прикубанье. По данным адыгского просветителя Хан-Гирея, с Иналом связано Шанхирское (Шанджирское) крупное земляное городище, располагавшееся близ топей Кубани, между речками Псиф и Непитль. В историографии давно утвердилось мнение, что могила легендарного князя Инала – Инал-куба находится в горах Абхазии, близ современного селения Псху. Урочище Инал-куба расположено на Святой горе. В наши дни это место является священным и почитается абазинами и абхазами.
Однако, по сведениям краеведа Е.Д. Фелицына, руины могилы «...Инала, родоначальника кабардинских князей, находятся в 5 верстах к югу от станицы Передовой Баталпашинского уезда Кубанской области». Кроме того, в Урупско-Лабинском регионе в ХIV в. возникает ряд крупных городищ (Медногорское, Ахметская, Второе Каменистое). Существование этих городищ в ХIV–ХV вв. вполне вероятно связано с деятельностью князя Инала.
Таким образом, современные материалы адыгских памятников хазарского (VIII–IX вв.), постхазарско-домонгольского (Х–XIII вв.) и золотоордынского (XIII–XV вв.) времени позволяют прийти к выводу о сложении династии Иналидов в XIV–XV вв.
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий