воскресенье, 21 июня 2020 г.

И.А. Дружинина, В.Н. Чхаидзе
Вспоминая Михаила Викторовича Горелика
2017 г.
(цитаты)

Его графические реконструкции тоже создавались не только для демонстрации древних костюмов, элитарного вооружения или снаряжения: это были портреты живших давным-давно людей, с их судьбами, победами и поражениями, с их историями. И в этом рисунки М.В. Горелика близки средневековым миниатюрам: в них нет фотографической точности, но они исполнены исторической достоверности и духа времени.
Еще одной площадкой для нашего общения были поездки и встречи на различных конференциях: Болгария, Санкт-Петербург, Астрахань, Москва. Михаил Викторович являлся постоянным и активным участником ежегодной конференции «Восточные древности в истории России», проводимой в Институте археологии РАН.
С большой любовью Михаил Викторович относился к своему последнему детищу – журналу «Батыр»: он мог часами рассказывать о его концепции, дальнейшем развитии, новых материалах. Журнал сразу занял одно из лидирующих мест в ряду современных отечественных периодических изданий, посвященных истории оружия и военного дела. Последний, 6-й выпуск «Батыра» вышел уже после того, как Михаила Викторовича не стало...
Востоковед, исследователь истории оружия, великолепный иллюстратор – как и всякий яркий человек, Михаил Викторович имел завистников и недоброжелателей, которые с удовольствием критиковали его ошибки, а некоторые созданные им реконструкции дерзко причисляли к жанру «фэнтези». Но, как известно – не ошибается только тот, кто ничего не делает. Заядлые критиканы, зачастую не имеющие даже базового исторического образования, обычно творчески бесплодны, а Михаил Викторович внес ощутимый вклад в науку.
Он был одним из тех, кто развернул изучение материальной культуры кочевников Золотой Орды в самостоятельное научное направление. Многое сделал Михаил Викторович и в области изучения костюма и комплекса вооружения народов Северного Кавказа. При этом М.В. Горелик открыл для исследователей этого региона новый источник – миниатюры, которые до него так плодотворно, органично и широко не использовал никто другой. Северный Кавказ он рассматривал как один из самых ярких вариантов единой имперской культуры Улуса Джучи...

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий