пятница, 17 июля 2020 г.

     Казачьи историки еще сто лет тому нашли правильный ответ причине появления на границах каганата военизированных поселений касогов и алан. Солянка из разноверующих и многонациональных касогов и алан составляла ополчение и основную военную силу государства. Неуловимые хазары являлись общим названием населения каганата и его политической системы.

* * *

Казаков Е.П. 

Проблемы становления салтово-маяцкой культуры

(цитаты)

     Салтово-маяцкая культура (СМК) VIII–X вв. находилась в Подонье и Нижнем Поволжье. Получила название по некрополю, открытому в 1900 г. около с. Верхнее Салтово Харьковской обл., а также Маяцкому городищу и могильнику, выявленным в 1890 г. на р. Тихая Сосна Воронежской обл. Исследования памятников этой культуры ведется с конца XIX – начала XX вв. (М.И. Артамонов, И.И. Ляпушкин, С.А. Плетнева и др.). Выделена салтово-маяцкая культура М.И. Артамоновым, который определил ее территорию и хронологические рамки. Политически культура входила в состав Хазарского каганата.
     Здесь проживали хазары, аланы, болгары и другие народы, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей.
     У них были поселения, города. В степях и лесостепях обитали кочевники. крупнейших ученых, фундаментально занимавшихся проблемами СМК, в ее изучении наступил явный спад, который иногда определяют как критический. Как отмечал Е.В. Круглов, «не решена проблема несоответствия времени существования Хазарского каганата (вторая половина VII – вторая половина X в.) и реальной хронологии салтово-маяцкой археологической культуры (вторая половина VIII–IX вв.), понимаемой как государственная культура этого государства. Дискуссионны вопросы хронологии и этнической природы предсалтовских памятников второй половины VII – первой половины VIII вв., их соотношение с СМК, а также механизм формирования «самой СМК». Проблемы общей характеристики данной общности, видимо, заключается не только в громадной территории, где проживали разные народы с различным социально-экономическим уровнем развития, происходили постоянные миграции, борьба идеологий, политическая борьба между сторонниками догосударственного и государственного направления, сторонниками союзов с теми или другими могущественными государствами Евразии и т.д...
     Можно предполагать, что появление новинковского населения в правобережной петле р. Волги было связано с очередной миграцией, вызванной какими-то событиями в Тюркском каганате. В числе пришельцев находились племена разных языковых групп, в том числе тюркоязычных и индоиранских...
     Касаясь в целом евразийских древностей в период от Первого Тюркского каганата до становления СМК можно констатировать, что коренные изменения в них были определены глобальными военно-политическими событиями, вызвавшими массовые миграции народов. По материалам позднесарматско-аланских комплексов Восточной Европы возможно выделить два этапа миграций, оставивших четкие специфические элементы в культуре. На первом этапе они фиксируются деталями предгеральдического облика, тесной связью с джетыасарскими древностями и пр. (Шиповский, II Коминтерновский могильник и др.).
     Второй этап характеризует расцвет геральдических изделий, появление железных стремян, богатейших кладов из серебра и золота (Бураковско-Коминтерновский, Малое Перещепино и др.), которые, возможно, являлись жертвенными комплексами, пришедших из Азии сарматских и тюркских вождей. Время образования СМК в пределах государственной власти Хазарии большинство исследователей относят к середине VIII в.
     Освоение народами тех или иных регионов в пределах этого государства нередко происходило в процессе миграций. Особенно большое значение имело переселение северокавказких алан в Подонье. Появление здесь населения с катакомбным обрядом погребений с высоким уровнем культуры в разных областях и его взаимодействие с другими народами за короткое время привело к формированию СМК с ее специфическими чертами.
    Судя по карте, предложенной С.А. Плетневой, основная масса алан осела в лесостепной части Подонья. Вместе с ними проживали и болгары. Однако основная масса последних обитала в Приазовье и в низовьях р. Кубани, где ранее находился центр Великой Болгарии и где жили потомки «черных болгар» Батбая. К северу и западу от лесостепного Подонья проживали славянские племена вятичей, северян, полян...
     Судя по ним, страна волжских булгар оставалась в зависимости от Хазарского каганата. С последним ее связывали не только политические, но и экономические связи, в частности, посредством торговли по Великому Волжскому пути. Удивительно быстро, чему способствовала военно-политическая ситуация в регионе, волжские булгары наладили тесные контакты с огромным миром своих финно-угорских соседей...
     Самое важное описание ранней Волжской Булгарии содержат сведения Ибн Фадлана, который сам побывал в этой стране в 922 г. в связи с желанием принять ислам царем булгар Алмушем. В записках Ибн Фадлан сообщает, что жители страны живут в шатрах, их племена совершают перекочевки. Эти сведения полностью подтверждаются археологическими данными. За все десятилетия работ археологов, за исключением временных или сезонных стоянок, не выявлено каких-либо крупных селищ болгар IX – первой четверти X в. с мощным культурным слоем...
   Положение кардинально изменилось после падения Хазарии вследствие походов Святослава в 965 г. и набегов кочевников.
    В Среднее Поволжье идет массовая миграция (вторая волна) населения из гибнущей СМК. Это были уже мусульмане, оседлые земледельцы с развитым ремесленным производством, торговлей, скотоводством. Приход нового населения был настолько массовым, что он, во многом, изменил этнокультурный состав местного населения...
     О том, что вместе со второй волной в Среднее Поволжье пришли группы славян, свидетельствуют не семи-, а пятилучевые височные женские подвески, изделия со знаком Рюриковичей с I Измерского селища.
     Кроме того, в состав переселенцев входилии поздние тюркские кочевники, о чем свидетельствует специфическая керамика: котлы с внутренними ушками и др. Среди них были и огузы: на ряде памятников встречены характерные для последних женские украшения в виде стилизованных летящих птиц, копоушек с широкой ажурной рукоятью и пр. Скорее всего, огузы и принесли в Среднее Поволжье руническое письмо, которого не было в ранней Волжской Булгарии. Таким образом, в результате военно-политических событий в СМК произошел «великий разгон», что привело к появлению на Волге разноэтничного населения, среди которого преобладали булгары-мусульмане.
     Это привело к созданию нового государства, которое, во-многом выполняло роль наследника Хазарии на Волге.

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий