суббота, 4 июля 2020 г.

Бгажноков Б.Х. 

Историко-культурное содержание этнонимов хатты и каски

(цитаты)

     Существовало два семантически не вполне равноценных названия хатто-абхазо-черкесских племен.
     Первое из них – хатты. Такое наименование функционировало, главным образом, как самоназвание, для внутреннего пользования, как способ самоидентификации кавказско-анатолийской общности, связанной узами культурно-языкового, этнического родства. В настоящее время эту функцию выполняет у черкесов этническое имя адыги.
     Второе, сравнительно поздно возникшее название хатто-абхазо-черкесских племен – каска/кашка/каскейцы. Этот термин, выполнявший функции экзоэтнонима, распространился и активно использовался преимущественно в среде индоевропейцев, с которыми хатты
находились в постоянном контакте, в том числе в Передней Азии, Приазовье, Северном Причерноморье, Карпатах...
     Поэтому производный от этнического имени каска этноним (экзоэтноним) черкес и сейчас используется повсеместно для адыгов, живущих в различных концах мира (на исторической родине – около 800 тыс., за пределами Кавказа и РФ, по разным подсчетам, – около 4-7 млн)...
     И это несмотря на то, что еще в доисторические времена хаттская культурно-языковая общность распалась на две ветви.
     Первая – анатолийская, вторая – кавказская.
     Одной из причин такого разделения стало глобальное потепление и таяние ледников в IX тыс. до н.э., когда Чёрное море поднялось более чем на 100 м и вместе с труднодоступными горами и густыми лесами Западного Кавказа стало препятствием для общения анатолийских и кавказских хаттов (протоабхазо-черкесов)...
     В свою очередь, кавказская культурно-языковая ветвь разделилась на две подгруппы. Первая из них, протоабхазская, – на юго-восточном побережье Черного моря и в Центральном Предкавказье (нынешние абхазы и абазины). Вторая, проточеркесская, – на Северо-Западном и Северном Кавказе и в Северном Причерноморье. Взаимное обособление абхазо-абазинских и адыгских этнических групп и языков состоялось, судя по всему, не раньше IV тыс. до н.э. Есть мнение, что это могло произойти еще позже – в III-II тыс. до н.э., и, видимо, следует принять эту дату как наиболее вероятную...
     На фоне структурного сходства важными дополнительными признаками генетических связей хаттского языка с абхазо-адыгскими считают обнаруженные лексические соответствия. Их число достигает сейчас сотни единиц. Сходными или сопоставимыми оказались такие слова, как пить, есть, сидеть, говорить, видеть, варить, мясо, очаг, сердце (душа), зло, добрый (хороший, благой), черный (темный), луна, земля, лиса, дерево, арфа (цитра, зурна), пальцы, обувь и т.д...
     О близкой внутренней связи хаттов с черкесами свидетельствует и большое число черкесских имен и фамилий с основой хатт: Хьэтыжь – «Славный хатт», Хьэтыгу – «Хаттское сердце», Хьэтыкъуэ – «Сын хатта», Хьэтэжьыкъуэ – «Сын славного хатта», и др.
Много общего обнаруживается, кроме того, в мифологии, обычаях, обрядах, а также в характере древних памятников анатолийских и кавказских хаттов...
     В 1900-1800-х годах до н.э. Хаттское царство было разрушено и занято индоевропейскими племенами: лувийцами, ликийцами, палайцами и др., мигрировавшими в Анатолию из своей индоевропейской прародины в Юго-Восточной Европе. Объединившись с хаттами, эти племена усвоили и переняли многие черты хаттского языка и хаттской культуры и стали затем известны под общим названием хеттов или хиттитов. В то же время некоторые ближайшие соседи хеттов, например, хурриты и позже урартийцы, называли их, кажется, хаттами, а Хеттскую державу и поздние хеттские царства – Хатией, Хатиной – по имени прежнего, неиндоевропейского (хаттского, протоабхазо-черкесского) народа, населявшего Анатолию...
В середине II-го тыс. до н.э. хаттский язык стал мертвым, был вытеснен из общего употребления, а «культура народа, на нем говорившего, была перевоплощена на хеттском языке».
     В то же время язык хаттов продолжал функционировать как язык письменных текстов...
Остаткам выжившего и сохранившего свою идентичность хаттского народа Анатолии оставалось после этого только их индоевропейское название – каска/кашка/каскейцы, позволяя, таким образом, отличать их от народов, присвоивших себе, можно сказать,
«узурпировавших», самоназвание автохтонного населения. Отсюда, соответственно, и название нового, сформировавшегося к концу первой половины II тысячелетия до н.э. политического образования – Страна касков, или Каская.
     Каски занимали значительную территорию на севере хеттской империи. Сохраняя господствующее положение между верхним Евфратом
и рекой Марасантия, они состояли из 12 родственных племен, были довольно многочисленны и обладали внушительным военным потенциалом...
    В ХVI в . д о н .э. они полностью преградили путь хеттам к Черному морю и поставили под сомнение само существование Хеттского царства, захватив и разорив столицу Хаттусу. В хеттских текстах ХV в. до н.э. также имеются сообщения об актах неповиновения касков.
Отмечается, что каски «отказываются платить дань, которая им положена, и начинают сами нападать на страну Хатти», что они завладели странами Бала (Пала), Думана, Урум, городами Куммаха, Шамуха и др.
     После того как в ХIII – начале ХII вв. до н.э. Хеттская держава рухнула под ударами коалиции народов Восточного Средиземноморья, Страна касков находилась в зените своей славы. Не исключено, что основной, ударной силой в антихеттской коалиции были каски, соединившиеся с фригийскими и фракийскими племенами (народами моря). Каски, по словам Г.А. Капанцян, «несомненно, были одной из причин распада хеттского государства. После них такими же грозными племенами выступают только киммеры»...
     В конце VIII в. до н.э. история хеттов прерывается. Исчезают, в конце концов, и сообщения о касках. В течение ХII в. до н.э. они неоднократно подвергались опустошительным нападениям народов моря, а при Тиглатпаласаре I они были повержены ассирийцами вместе с урумейцами, мушками и всеми другими народами Восточной Анатолии.
     Но это не означает полного исчезновения племен, выступавших под именем касков. И.А. Джавахишвили считает, что они ушли вместе с мушками в северо-восточном направлении и положили начало культуре и царству колхов. При этом этническое имя каски, по его мнению, было преобразовано в колхи...
     Однако есть, кроме того, основания думать, что каски, объединившись с палами (палайцами) и некоторыми другими народами Анатолии (урумейцами, думанами) стали именоваться пеласгами. А пеласги, в свою очередь, приняли прямое участие в этногенезе греческих племен, а также, видимо, и в еще большей степени – в формировании абхазо-адыгских племен Восточного Причерноморья: гениохов, зихов, ахейцев, керкетов и др...
     Следует, таким образом, признать, что широко распространенное мнение, согласно которому этноним каска/кашка/каскейцы является обозначением одного из хаттских племен на северо-востоке Анатолии, не совсем точно отражает историко-культурное содержание данного термина. На самом деле это индоиранское название хатто-абхазо-адыгских племен, фактически, синоним этнического имени хатты. Судя по всему, этноним каски восходит к индийскому kas – «сверкать, сиять», kasih – «солнце, свет, сияние», и соотносится с названием Бога луны у хаттов – Каску...
     Так, Б. Грозни считает язык касситов одним из древних кавказских языков и усматривает прямую связь между касситами Передней
Азии и касогами Кавказа, склоняясь, тем самым, к тому, что из множества кавказских языков, прежде всего, именно адыгские языки наиболее тесно связаны с древним, еще не иранизированным касситским языком...
     И этническое имя kaspi (греч. kaspios), которое, по словам Н.Я. Марра, будучи формой множественного числа от чистой основы kas, легло в основу названий Каспийского моря и горы Казбек. И появление созвучного этим названиям этнонима caucasi – «кафказы» в период поздней античности (Певтингерова карта III-V вв. н.э.). И, наконец, распространившиеся на Востоке уже в раннем Средневековье этнонимы каскун, кас, кашак, джаркас...
      История кавказской ветви майкопско-анатолийских племен породила мифы об этнархе по имени Кавкас и положила начало этнотопониму Кавказ, буквальное значение которого – «Гора (горы) касов (касков)» указывает на преобладающее в этом регионе каскейское население. И.И. Мещанинов не зря называл касов (касситов) и каспов племенем, «давшим свое имя целой стране и морю (Кавказ и Каспий)»...

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий