2-я часть
Флеров В. С., Флерова В. Е.
Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников
(цитаты)
Обратим внимание, Иосиф (вот где тенденциозность!), подчеркнув якобы активную строительную деятельность Обадьи, совершено ничего не сообщает о синагогах своего времени, своём радении о них. И далее весьма любопытен следующий пассаж его письма (явный дипломатический промах). Иосиф пишет, что он с ближайшим окружением («я [сам], мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии») живет в «третьем городе», в то время как «иудеи, христиане, и исмаильтяне и помимо этих [людей], рабы из всяких народов» живут отдельно от него в другом городе, «втором».
Разберемся с этой несколько странной информацией.
Во-первых, иудеи приравнены не только к своим религиозным соперникам, но даже к рабам!
Во-вторых, синагога должна была находиться там, где и иудеи – во «втором» городе! Вероятно, синагога второго города была столь неприметна, что не заслужила упоминания. Но могла ли быть (если существовала) столь же неприметной синагога, которую вроде бы обязан посещать каган? Так, Х.Донин, перечисляя требования к синагоге, среди прочего выделяет и следующее: «Разрешается так же украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины». Нет сомнений, что возможности у Иосифа были, а всё-таки о синагоге хазарского кагана так ничего и не известно. И это начинает выглядеть ещё более странно на фоне того, что Хасдаю он не преминул ненароком сообщить, что священные сосуды Обядьи хранятся «в моём распоряжении». Опять вопрос: в сокровищнице каганов или в синагоге? Ведь о судьбе благочестивых построек Обадьи тоже не сообщается. Возникает подозрение, что в собственном городе Иосифа синагоги просто не было, как, надо полагать, и мечетей. Видимо, Иосиф не случайно умолчал о синагогах...
Сосуды, которые хотя бы предположительно можно связать с ритуалами иудаизма, в Хазарии (не только в степной) не найдены, хотя известно, что в ритуальных трапезах, в праздники, в обрядах иудеи пользовались сосудами разного назначения: для омовения рук, возлияний (кидуш), при обрезании, праздновании совершеннолетия и в других случаях...
Для салтово-маяцкого периода известны буквально единицы языческих ритуальных сосудов. Это уникальные красноглиняные зооморфные сосуды и возможно два кувшина с валиками на горле из Саркела и Херсонеса. Те и другие имеют характерный орнамент – зигзаги с точками на вершинах зубцов. Фонд этих сосудов пополняется...
Что касается фрагментов привозной стеклянной бутылочки пилигримов с рельефной еврейской надписью из могильника Мощевая Балка на р. Большая Лаба, то связывать её с проникновением иудаизма, по меньшей мере, не корректно. Сам погребальный обряд, как и тип погребальных сооружений могильника – языческий. Нет сомнений в том, что вещь попала на Кубань совершенно случайно среди прочих товаров Шелкового пути...
Предусмотреть, какие иные предметы иудейского культа могут быть найдены, так же невозможно. Опять же констатируем, что среди находок с территории Хазарии нет иудейских культовых, в частности нет семисвечников, изображения которых достаточно часто встречаются на собственно еврейских надгробиях Крыма и Тамани. Нет блюд - киара с шестичастным делением, используемых на Песахе и прочего.
Но на фоне отсутствия культовых иудейских предметов надо обратить внимание на постоянное увеличение фонда языческих...
И, наконец, отдельная тема – это магендовид («звезда Давида») и пентаграмма, то есть особым образом построенные шестиконечная и пятиконечная звезды. Последняя также известна в символике иудаизма...
Пользуясь случаем, отметим ошибочность распространённого среди археологов мнения о позднем внедрении «звезды Давида» в символику иудаизма. Достаточно указать на хорошо сохранившееся рельефное изображение гексаграммы на фрагменте карниза знаменитой Белой Синагоги в Капернауме. Таким образом, практически полное отсутствие находок этого знака лишний раз, хотя и косвенно, указывает на отсутствие на памятниках каганата иудейской символики в целом...
Нумизматика. От нумизматических источников также можно было бы ожидать информации если не собственно об иудаизме, то о пребывании и торговой активности в Хазарии евреев. Мы имеем в виду такое широко распространённое явление как нанесение на дирхемы, ходившие в Восточной Европе в IX-X веках граффити – значков, изображений или надписей, нарезавшихся на поверхность монеты острым орудием. При всём разнообразии, среди граффити пока не обнаружено ни еврейских надписей, ни иудейской символики...
Что касается вопроса о собственном хазарском монетном чекане, в том числе с надписями на иврите, то он так и остаётся не решенным, хотя периодически всплывает...
Остеологические материалы поселений. Косвенным, если не прямым, маркером появления в местной среде прозелитов или собственно евреев, может служить пищевой рацион, отраженный в так называемых кухонных остатках – костях животных, находимых на поселениях или в отдельном жилище. Несколько странно, но этот источник почему-то никогда не используется в дискуссиях о степени распространения иудаизма среди рядового населения Хазарского каганата.
Понятно, что на поселениях прозелитов не должно быть костей нечистых животных, в том числе свиньи, а так же костей диких животных. Последнее связано с отрицательным отношением иудаизма к убоине, а, соответственно, и охоте. Насколько нам известно по имеющимся публикациям, на поселениях каганата (где проведено определение костей) та или иная доля костей свиньи, лошадей и диких животных присутствует всегда. Нельзя не отметить, что без занятия охотой, мы бы сказали -- культа охоты, сообщества типа Хазарского каганата или Алании трудно представить!
При таком высоком уровне потребления мяса диких животных, включая кабана, какое-либо влияние иудаизма на население Правобережной крепости надо полностью исключить...
Весьма сомнительно обнаружение еврейских захоронений в пределах языческих могильников. Этому воспротивились бы обе стороны. Монорелигизный (как и мононациональный) принцип формирования кладбищ проходил через всю историю человечества и стал нарушаться только в XX веке, и то лишь частично.
Выделить вкрапления еврейских переселенцев по антропологическим материалам пока не представляется возможным ввиду полного отсутствия эталонов. А определение «переднеазиатский тип» не удовлетворит ни антропологов, ни тем более историков и археологов.
Малоперспективно установить присутствие евреев на поселениях, где они, безусловно, пользовались предметами и утварью местного изготовления, а главное местным типом жилищ (еврейского типа жилищ просто не существовало)...
Удовлетворили бы на первых порах даже отдельные находки (какие?) из разных концов каганата, указывавшие, пусть косвенно, на присутствие евреев. Их нет. В связи с этим необходимо поставить общий и самый главный вопрос – была ли у этнических евреев необходимость долговременно селится в глубинах каганата? Такое можно допустить только для очень крупных поселений. Могу назвать лишь Итиль, но тут круг замыкается (см. выше). Может быть Верхнее Салтово?
В целом же, на наш взгляд, Хазария не могла быть привлекательной для евреев по причине неразвитости в ней городской цивилизации...
Что же касается текущих археологических исследований, то дело не в том, что мы не находим следов иудаизма, а в том, что раскопки постоянно, повсеместно и во всех типах памятников салтово-маяцкой культуры VII –X вв. обнаруживают абсолютное господство язычества...
Вероятно, должен получить оценку и тот факт, что Киевская Русь с её менее развитой материальной культурой и экономикой совершила исторический шаг к монотеизму, в то время как Хазария остановилась на полпути – в массу населения ни одна из трёх соперничавших мировых религий не проникла.
Готово ли было население каганата к принятию конкретной формы единобонобожия – иудаизма?
Стоит задуматься и том, что житель каганата должен был принять основные события еврейской истории с чуждыми именами, протекавшей в далёких и неизвестных странах. Ясно a priori, если и делались попытки внедрить новое учение в слои рядового населения, то оно должно было быть до предела упрощено, запреты смягчены. А.Кёстлер осветил проблему очень выразительно: «Раввины, толкующие закон, строгие диетические требования, талмудическая казуистика – всё это пришлось, наверное, не по нутру воинам - степнякам в сверкающих доспехах. Если они и исповедывали иудейскую религию, то, скорее, на манер древних евреев из пустыни, а не как раввины-ортодоксы».
Не будет совсем неуместным напомнить из недавнего прошлого: «Среднеазиатские евреи считаясь формально иудаистами, тем не менее, были слабо знакомы с основами иудаизма и по всей вероятности очень немногие из них были грамотны в религиозном отношении. Ещё во второй половине XIX в. в появившихся корреспонденциях о среднеазиатских евреях в древнееврейской прессе указывается на то обстоятельство, что многие из них не умеют даже молиться»...
На преодоление перечисленных (как и многих других) препятствий проповеди иудаизма необходимо было ещё одно условие – время, но оно то и не было отпущено Хазарии. Если вслед за Б.Н.Заходером признать особенно большим приток евреев в каганат во времена гонений Романа I (919-944), то времени на укоренение иудаизма уже не оставалось. Надо учитывать, что процессы внедрения новых религий охватывают не одно десятилетие и не одно поколение при ожесточённом сопротивлении служителей традиционных культов. Систематически вспыхивают рецидивы старой веры. Что касается полного подавления элементов язычества, то на это требуются столетия, при этом какие-то всё равно остаются. Не удивительно, что иудаизм не обнаруживает себя в памятниках археологии Хазарского каганата.
В связи с проблемой времени надо напомнить и такую специфическую для иудаизма черту, как полное вхождение в его среду только при условии рождения от родителей иудеев, в крайнем случае, от матери иудейки. Требовалась смена поколений...
ссылка на источник
Флеров В. С., Флерова В. Е.
Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников
(цитаты)
Обратим внимание, Иосиф (вот где тенденциозность!), подчеркнув якобы активную строительную деятельность Обадьи, совершено ничего не сообщает о синагогах своего времени, своём радении о них. И далее весьма любопытен следующий пассаж его письма (явный дипломатический промах). Иосиф пишет, что он с ближайшим окружением («я [сам], мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии») живет в «третьем городе», в то время как «иудеи, христиане, и исмаильтяне и помимо этих [людей], рабы из всяких народов» живут отдельно от него в другом городе, «втором».
Разберемся с этой несколько странной информацией.
Во-первых, иудеи приравнены не только к своим религиозным соперникам, но даже к рабам!
Во-вторых, синагога должна была находиться там, где и иудеи – во «втором» городе! Вероятно, синагога второго города была столь неприметна, что не заслужила упоминания. Но могла ли быть (если существовала) столь же неприметной синагога, которую вроде бы обязан посещать каган? Так, Х.Донин, перечисляя требования к синагоге, среди прочего выделяет и следующее: «Разрешается так же украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины». Нет сомнений, что возможности у Иосифа были, а всё-таки о синагоге хазарского кагана так ничего и не известно. И это начинает выглядеть ещё более странно на фоне того, что Хасдаю он не преминул ненароком сообщить, что священные сосуды Обядьи хранятся «в моём распоряжении». Опять вопрос: в сокровищнице каганов или в синагоге? Ведь о судьбе благочестивых построек Обадьи тоже не сообщается. Возникает подозрение, что в собственном городе Иосифа синагоги просто не было, как, надо полагать, и мечетей. Видимо, Иосиф не случайно умолчал о синагогах...
Сосуды, которые хотя бы предположительно можно связать с ритуалами иудаизма, в Хазарии (не только в степной) не найдены, хотя известно, что в ритуальных трапезах, в праздники, в обрядах иудеи пользовались сосудами разного назначения: для омовения рук, возлияний (кидуш), при обрезании, праздновании совершеннолетия и в других случаях...
Для салтово-маяцкого периода известны буквально единицы языческих ритуальных сосудов. Это уникальные красноглиняные зооморфные сосуды и возможно два кувшина с валиками на горле из Саркела и Херсонеса. Те и другие имеют характерный орнамент – зигзаги с точками на вершинах зубцов. Фонд этих сосудов пополняется...
Что касается фрагментов привозной стеклянной бутылочки пилигримов с рельефной еврейской надписью из могильника Мощевая Балка на р. Большая Лаба, то связывать её с проникновением иудаизма, по меньшей мере, не корректно. Сам погребальный обряд, как и тип погребальных сооружений могильника – языческий. Нет сомнений в том, что вещь попала на Кубань совершенно случайно среди прочих товаров Шелкового пути...
Предусмотреть, какие иные предметы иудейского культа могут быть найдены, так же невозможно. Опять же констатируем, что среди находок с территории Хазарии нет иудейских культовых, в частности нет семисвечников, изображения которых достаточно часто встречаются на собственно еврейских надгробиях Крыма и Тамани. Нет блюд - киара с шестичастным делением, используемых на Песахе и прочего.
Но на фоне отсутствия культовых иудейских предметов надо обратить внимание на постоянное увеличение фонда языческих...
И, наконец, отдельная тема – это магендовид («звезда Давида») и пентаграмма, то есть особым образом построенные шестиконечная и пятиконечная звезды. Последняя также известна в символике иудаизма...
Пользуясь случаем, отметим ошибочность распространённого среди археологов мнения о позднем внедрении «звезды Давида» в символику иудаизма. Достаточно указать на хорошо сохранившееся рельефное изображение гексаграммы на фрагменте карниза знаменитой Белой Синагоги в Капернауме. Таким образом, практически полное отсутствие находок этого знака лишний раз, хотя и косвенно, указывает на отсутствие на памятниках каганата иудейской символики в целом...
Нумизматика. От нумизматических источников также можно было бы ожидать информации если не собственно об иудаизме, то о пребывании и торговой активности в Хазарии евреев. Мы имеем в виду такое широко распространённое явление как нанесение на дирхемы, ходившие в Восточной Европе в IX-X веках граффити – значков, изображений или надписей, нарезавшихся на поверхность монеты острым орудием. При всём разнообразии, среди граффити пока не обнаружено ни еврейских надписей, ни иудейской символики...
Что касается вопроса о собственном хазарском монетном чекане, в том числе с надписями на иврите, то он так и остаётся не решенным, хотя периодически всплывает...
Остеологические материалы поселений. Косвенным, если не прямым, маркером появления в местной среде прозелитов или собственно евреев, может служить пищевой рацион, отраженный в так называемых кухонных остатках – костях животных, находимых на поселениях или в отдельном жилище. Несколько странно, но этот источник почему-то никогда не используется в дискуссиях о степени распространения иудаизма среди рядового населения Хазарского каганата.
Понятно, что на поселениях прозелитов не должно быть костей нечистых животных, в том числе свиньи, а так же костей диких животных. Последнее связано с отрицательным отношением иудаизма к убоине, а, соответственно, и охоте. Насколько нам известно по имеющимся публикациям, на поселениях каганата (где проведено определение костей) та или иная доля костей свиньи, лошадей и диких животных присутствует всегда. Нельзя не отметить, что без занятия охотой, мы бы сказали -- культа охоты, сообщества типа Хазарского каганата или Алании трудно представить!
При таком высоком уровне потребления мяса диких животных, включая кабана, какое-либо влияние иудаизма на население Правобережной крепости надо полностью исключить...
Весьма сомнительно обнаружение еврейских захоронений в пределах языческих могильников. Этому воспротивились бы обе стороны. Монорелигизный (как и мононациональный) принцип формирования кладбищ проходил через всю историю человечества и стал нарушаться только в XX веке, и то лишь частично.
Выделить вкрапления еврейских переселенцев по антропологическим материалам пока не представляется возможным ввиду полного отсутствия эталонов. А определение «переднеазиатский тип» не удовлетворит ни антропологов, ни тем более историков и археологов.
Малоперспективно установить присутствие евреев на поселениях, где они, безусловно, пользовались предметами и утварью местного изготовления, а главное местным типом жилищ (еврейского типа жилищ просто не существовало)...
Удовлетворили бы на первых порах даже отдельные находки (какие?) из разных концов каганата, указывавшие, пусть косвенно, на присутствие евреев. Их нет. В связи с этим необходимо поставить общий и самый главный вопрос – была ли у этнических евреев необходимость долговременно селится в глубинах каганата? Такое можно допустить только для очень крупных поселений. Могу назвать лишь Итиль, но тут круг замыкается (см. выше). Может быть Верхнее Салтово?
В целом же, на наш взгляд, Хазария не могла быть привлекательной для евреев по причине неразвитости в ней городской цивилизации...
Что же касается текущих археологических исследований, то дело не в том, что мы не находим следов иудаизма, а в том, что раскопки постоянно, повсеместно и во всех типах памятников салтово-маяцкой культуры VII –X вв. обнаруживают абсолютное господство язычества...
Вероятно, должен получить оценку и тот факт, что Киевская Русь с её менее развитой материальной культурой и экономикой совершила исторический шаг к монотеизму, в то время как Хазария остановилась на полпути – в массу населения ни одна из трёх соперничавших мировых религий не проникла.
Готово ли было население каганата к принятию конкретной формы единобонобожия – иудаизма?
Стоит задуматься и том, что житель каганата должен был принять основные события еврейской истории с чуждыми именами, протекавшей в далёких и неизвестных странах. Ясно a priori, если и делались попытки внедрить новое учение в слои рядового населения, то оно должно было быть до предела упрощено, запреты смягчены. А.Кёстлер осветил проблему очень выразительно: «Раввины, толкующие закон, строгие диетические требования, талмудическая казуистика – всё это пришлось, наверное, не по нутру воинам - степнякам в сверкающих доспехах. Если они и исповедывали иудейскую религию, то, скорее, на манер древних евреев из пустыни, а не как раввины-ортодоксы».
Не будет совсем неуместным напомнить из недавнего прошлого: «Среднеазиатские евреи считаясь формально иудаистами, тем не менее, были слабо знакомы с основами иудаизма и по всей вероятности очень немногие из них были грамотны в религиозном отношении. Ещё во второй половине XIX в. в появившихся корреспонденциях о среднеазиатских евреях в древнееврейской прессе указывается на то обстоятельство, что многие из них не умеют даже молиться»...
На преодоление перечисленных (как и многих других) препятствий проповеди иудаизма необходимо было ещё одно условие – время, но оно то и не было отпущено Хазарии. Если вслед за Б.Н.Заходером признать особенно большим приток евреев в каганат во времена гонений Романа I (919-944), то времени на укоренение иудаизма уже не оставалось. Надо учитывать, что процессы внедрения новых религий охватывают не одно десятилетие и не одно поколение при ожесточённом сопротивлении служителей традиционных культов. Систематически вспыхивают рецидивы старой веры. Что касается полного подавления элементов язычества, то на это требуются столетия, при этом какие-то всё равно остаются. Не удивительно, что иудаизм не обнаруживает себя в памятниках археологии Хазарского каганата.
В связи с проблемой времени надо напомнить и такую специфическую для иудаизма черту, как полное вхождение в его среду только при условии рождения от родителей иудеев, в крайнем случае, от матери иудейки. Требовалась смена поколений...
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий