Сущенко В.А.
Традиционный быт народов Северного Кавказа и необходимость его учета в национальной политике
(Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону)
(цитаты)
Понятно, что выработать наиболее верные способы разрешения межэтнических и межконфессиональных проблем на Северном Кавказе невозможно без выявления истоков подобных явлений. Как вообще национальный вопрос мог реанимироваться после семидесяти лет Советской власти, вся политика которой строилась на принципах интернационализма, свободы и равноправия для всех наций и народов, населявших страну. В эти годы нашего не так уж далекого прошлого было предпринято немало усилий для выравнивания уровня социально-экономического и культурного развития разных народов, почти достигнута социальная однородность советского общества, что, как тогда считалось, устраняло всякую почву для националистических настроений и религиозно-экстремистского движений...
Уже названы структурные причины этих явлений, среди которых и экономические, вызванные системным кризисом в экономике, сопровождавшимся резким снижением жизненного уровня населения, ростом безработицей и углублением неравномерности в хозяйственном развитии отдельных территорий Северного Кавказа. И политические, вызванные процессом демократизации российского общества, приведшим к росту общественных движений, многие из которых сразу приобрели деструктивную направленность и явно националистическую окрасу. Также существенное значение имеют социальные и демографические причины, прежде всего неконтролируемая миграция и связанная с нею проблема адаптации мигрантов к новой социо-культурной среде...
Начнем с того, что народы Северного Кавказа за семидесятилетнюю советскую историю сохранили свою культурно-бытовую самобытность в гораздо большей степени, чем русское население. Никакие процессы социалистической индустриализации и культурного строительства не смогли нарушить межпоколенной культурной преемственности в горской среде. И чем дальше и выше в горах находилось население, тем менее оно было подвержено воздействию урбанизированной советской среды. Советско-колхозные формы зачастую лишь прикрывали патриархальный быт и тейпо-родовые отношения в северокавказских республиках...
Немалую лепту в обострение межэтнических противоречий на Северном Кавказе внесло также территориально-государственное размежевание, проведенное в 20-е-30-е годы XX века. Власть, руководствуясь тогда только экономическими и административно-политическими соображениями, не всегда принимала во внимание место проживания и родственные связи отдельных северокавказских народов, а потому объединила в рамках автономных республик разные народы. Так, тюркоязычные народы балкарцев и карачаевцев оказались в единых республиках с адыгами – кабардинцами и черкесами, а население Южной Осетии вообще оказалась в составе Союзной республики Грузия. Такое национально-территориальное размежевание впоследствии обернулось рядом кровавых конфликтов.
Нельзя также умолчать о депортации ряда северокавказских народов с их последующей реабилитацией, что привело к новому территориальному размежеванию, к новым обидам и взаимным претензиям...
Этот процесс демократизации актуализировал территориальные проблемы и дал мощный импульс этнической мобилизации всех
северокавказских народов. В результате этого на Северном Кавказе обозначилось 37 спорных территориальных проблем, затрагивающих интересы всех расположенных там субъектов Российской Федерации. И как это почти всегда бывает, едва ли не главным аргументом в спорах по территориальным и межэтническим проблемам стала историческая память. А это, как известно, обоюдоострое оружие. Конечно, как мы хорошо понимаем, сама история здесь совершенно невиновата. Виновны те, кто творит из истории различные мифы в угоду своим политическим целям, не задумываясь о грядущих последствиях, о том, как их слово отзовется...
Опять же в целях этнополитической мобилизации на Северном Кавказе некоторые историки и политики всячески эксплуатировали «комплекс жертвы» и требовали материальной компенсации за депортации 1943-1957 годов; заявляли о колониальном характере Кавказской войны и геноциде горских народов. Внедряя, таким образом, в сознание своих народов «комплекс жертвы» и подкрепляя его мифами о славных предках и выдающихся достижениях в древности, этноцентрически ориентированная интеллектуальная элита горских народов способствовала формированию в их обыденном сознании этноконфликтных установок...
Во-первых, северокавказские республики, как правило, многонациональны и принцип этнического представительства глубоко засел в менталитете северокавказских народов, которые считают его важнейшим критерием справедливости и стабильности. Даже Советская власть негласно проводила этот принцип в национально-государственном строительстве на Северном Кавказе, фактически закрепляя административные посты в республиканских органах за представителями определенных народов и, чего греха таить, тейпов – родов. А с начала 90-х годов ХХ века этот принцип этнического представительства вообще расценивался как главное средство достижения
этнополитической стабильности...
Во-вторых, этнополитическая элита в качестве серьезной угрозы этнической самобытности рассматривает проект укрупнения субъектов федерации и введения там института внешней финансовой администрации. Основное возражение противников предлагаемых мер сводится к тому, что территориальное объединение путем механического присоединение одного субъекта к другому не устранит существующего разрыва в уровне жизни населения Южного Федерального округа. Кроме того, следствием проводимой реформы станет свертывание различных федеральных программ по развитию экономики и поддержке этнических культур народов Кавказа, что непременно может вызвать рост популярности националистических настроений и сепаратистских движений...
Практика также показывает, что, если в многонациональном обществе созданы и функционируют институты защиты интересов как государства, так и этнических групп, то это является самым действенным фактором укрепления стабильности, средством предупреждения возникновения и распространения радикализма...
ссылка на источник
Традиционный быт народов Северного Кавказа и необходимость его учета в национальной политике
(Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону)
(цитаты)
Понятно, что выработать наиболее верные способы разрешения межэтнических и межконфессиональных проблем на Северном Кавказе невозможно без выявления истоков подобных явлений. Как вообще национальный вопрос мог реанимироваться после семидесяти лет Советской власти, вся политика которой строилась на принципах интернационализма, свободы и равноправия для всех наций и народов, населявших страну. В эти годы нашего не так уж далекого прошлого было предпринято немало усилий для выравнивания уровня социально-экономического и культурного развития разных народов, почти достигнута социальная однородность советского общества, что, как тогда считалось, устраняло всякую почву для националистических настроений и религиозно-экстремистского движений...
Уже названы структурные причины этих явлений, среди которых и экономические, вызванные системным кризисом в экономике, сопровождавшимся резким снижением жизненного уровня населения, ростом безработицей и углублением неравномерности в хозяйственном развитии отдельных территорий Северного Кавказа. И политические, вызванные процессом демократизации российского общества, приведшим к росту общественных движений, многие из которых сразу приобрели деструктивную направленность и явно националистическую окрасу. Также существенное значение имеют социальные и демографические причины, прежде всего неконтролируемая миграция и связанная с нею проблема адаптации мигрантов к новой социо-культурной среде...
Начнем с того, что народы Северного Кавказа за семидесятилетнюю советскую историю сохранили свою культурно-бытовую самобытность в гораздо большей степени, чем русское население. Никакие процессы социалистической индустриализации и культурного строительства не смогли нарушить межпоколенной культурной преемственности в горской среде. И чем дальше и выше в горах находилось население, тем менее оно было подвержено воздействию урбанизированной советской среды. Советско-колхозные формы зачастую лишь прикрывали патриархальный быт и тейпо-родовые отношения в северокавказских республиках...
Немалую лепту в обострение межэтнических противоречий на Северном Кавказе внесло также территориально-государственное размежевание, проведенное в 20-е-30-е годы XX века. Власть, руководствуясь тогда только экономическими и административно-политическими соображениями, не всегда принимала во внимание место проживания и родственные связи отдельных северокавказских народов, а потому объединила в рамках автономных республик разные народы. Так, тюркоязычные народы балкарцев и карачаевцев оказались в единых республиках с адыгами – кабардинцами и черкесами, а население Южной Осетии вообще оказалась в составе Союзной республики Грузия. Такое национально-территориальное размежевание впоследствии обернулось рядом кровавых конфликтов.
Нельзя также умолчать о депортации ряда северокавказских народов с их последующей реабилитацией, что привело к новому территориальному размежеванию, к новым обидам и взаимным претензиям...
Этот процесс демократизации актуализировал территориальные проблемы и дал мощный импульс этнической мобилизации всех
северокавказских народов. В результате этого на Северном Кавказе обозначилось 37 спорных территориальных проблем, затрагивающих интересы всех расположенных там субъектов Российской Федерации. И как это почти всегда бывает, едва ли не главным аргументом в спорах по территориальным и межэтническим проблемам стала историческая память. А это, как известно, обоюдоострое оружие. Конечно, как мы хорошо понимаем, сама история здесь совершенно невиновата. Виновны те, кто творит из истории различные мифы в угоду своим политическим целям, не задумываясь о грядущих последствиях, о том, как их слово отзовется...
Опять же в целях этнополитической мобилизации на Северном Кавказе некоторые историки и политики всячески эксплуатировали «комплекс жертвы» и требовали материальной компенсации за депортации 1943-1957 годов; заявляли о колониальном характере Кавказской войны и геноциде горских народов. Внедряя, таким образом, в сознание своих народов «комплекс жертвы» и подкрепляя его мифами о славных предках и выдающихся достижениях в древности, этноцентрически ориентированная интеллектуальная элита горских народов способствовала формированию в их обыденном сознании этноконфликтных установок...
Во-первых, северокавказские республики, как правило, многонациональны и принцип этнического представительства глубоко засел в менталитете северокавказских народов, которые считают его важнейшим критерием справедливости и стабильности. Даже Советская власть негласно проводила этот принцип в национально-государственном строительстве на Северном Кавказе, фактически закрепляя административные посты в республиканских органах за представителями определенных народов и, чего греха таить, тейпов – родов. А с начала 90-х годов ХХ века этот принцип этнического представительства вообще расценивался как главное средство достижения
этнополитической стабильности...
Во-вторых, этнополитическая элита в качестве серьезной угрозы этнической самобытности рассматривает проект укрупнения субъектов федерации и введения там института внешней финансовой администрации. Основное возражение противников предлагаемых мер сводится к тому, что территориальное объединение путем механического присоединение одного субъекта к другому не устранит существующего разрыва в уровне жизни населения Южного Федерального округа. Кроме того, следствием проводимой реформы станет свертывание различных федеральных программ по развитию экономики и поддержке этнических культур народов Кавказа, что непременно может вызвать рост популярности националистических настроений и сепаратистских движений...
Практика также показывает, что, если в многонациональном обществе созданы и функционируют институты защиты интересов как государства, так и этнических групп, то это является самым действенным фактором укрепления стабильности, средством предупреждения возникновения и распространения радикализма...
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий