четверг, 10 сентября 2020 г.

Орфинская О.В.

Анализ кроя мужских кафтанов и женских платьев алан Северного Кавказа

(цитаты)

     Хорошая сохранность текстильного материала из скальных могильников Северного Кавказа позволила музеям в Санкт-Петербурге (Эрмитаж), Ставрополе, Черкесске сформировать неплохие коллекции аланской одежды периода раннего средневековья. Наличие подлинных сшитых, почти целых изделий из этих коллекций позволило рассмотреть их крой и попробовать его проанализировать (может быть использовано при реконструкции исторического костюма)...
     Связь аланских кафтанов Северного Кавказа с типично иранским в своей основе типом одежды отмечалась А.А. Иерусалимской. Что это за тип одежды? Эти кафтаны в литературе называют: всаднический костюм, кафтан всадника, сасанидский, иранский или персидский кафтан, одежда/куртка наездника в персидском стиле...
     Главным отличием аланского кафтана является плавная (подкройная) линия бокового шва. Прототипом такой системы кроя
была одежда, сшитая из большого куска войлока с отверстием для головы...
     А.А. Иерусалимская, на материале Мощевой Балки, реконструировала минимум три вида ткацких станков: 
I) для тесьмы;
2) для узких тканей (22–23 см); 
3) для широких тканей (55–60 см) – горизонтальный станок. 
     Однако находки деталей горизонтального станка были единичными. Отсюда можно заключить, что в VIII–IX вв. на Северном Кавказе уже
появляется горизонтальный ткацкий станок, но он не является пока преобладающим, т.к. не был доступен всем, кто изготавливал одежду для своей семьи в рамках домашнего хозяйства...
     На пошив мужского кафтана (халата) требовалось около 5,5 - 6 метров льняной ткани при ширине 52–58 см. Воротник и манжеты – шелк...
Более вероятно, разделение стана по линии талии связано с длиной ткацкого куска, который существовал в обществе при переходе пошива данной одежды из одного материала – войлока – к другому – ткани...
     Вероятно, изменения в силуэте мужского кафтана вызвано появлением нового эталона красоты: статного полного мужчины, а, следовательно, сытого...
     Всего для анализа доступно два женских платья из Мощевой Балки и три платья из Нижнего Архыза. Взрослое платье из Мощевой Балки полностью укладывается в схему кроя центральноазиатского типа...
     В основе базовой выкройки аланской одежды лежит крой центральноазиатского кафтана, который сформировался благодаря наличию такого материала для пошива, как войлок:
– изменение основы кроя связано со сменой используемого для пошива материала: от войлока к ткани;
– на первом этапе изменений происходит подчинение ткани выкройке, то есть из ткани «выкладывается» плоскость, а из нее уже выкраивается нужная форма; – на втором, промежуточном, этапе выкройка остается старой, но крой осуществляется с учетом ткани при
рациональном ее использовании. То есть выкройка «подстраивается» под ткань;
– на третьем этапе, вероятно, свойства ткани доминируют и начинают «диктовать» новое построение выкройки. Центральноазиатский тип постепенно трансформируется в тип туникообразный. Исчезает плавная линия от талии к рукаву, появляется рукав с ластовицей (пока еще не квадратной), рукав разворачивается вдоль ткацкого куска, что, вероятно, обусловлено меньшим растяжением ткани вдоль нитей основы и, возможно, воздействием внешних (не аланских) одежд с более экономным туникообразным типом кроя;
– в одежде населения Алании Северного Кавказа в период с VIII до XIII вв. происходит постепенное изменение кроя. Можно выделить более ранние формы с плавной линией талия-рукав и более поздние формы с прямыми рукавами и ластовицами.

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий