Хазарско-венгерскую чеканку находят даже на полуострове
Ямал.
Стрелы в колчане лежали наконечниками вверх (стр. 75). Чуб у
хазарского всадника (стр. 75).
Направление движения всадника, возможно, означало смену
времени года или дня и ночи, смерти и жизни.
Изображены степные породы коней, ранговые рыцарские пояса,
хазарские сабли, луки, стремена, удила, копья. Воины одеты в халаты с левой
запашкой, меховые шапки, косынки из башлыка, мягкие короткие сапожки. Орнамент
мирового дерева (пальметка) повсюду.
* * *
Руденко К.А.
Редкие находки эпохи Хазарского каганата.
(заметки о хазарско-венгерском искусстве)
(цитаты)
Рассматриваются уникальные находки эпохи Хазарского каганата
(IX – начало X в. н.э.). Это круглая накладка с изображением всадника
(охотника), на левой руке которого показан ястреб. Сравнение с другими
изображениями всадников на серебряных чашах и блюдах, датированных IX–X вв.,
показало, что данный рисунок выполнен венгерским художником в IX в. Можно
предположить, что на накладке изображен реальный человек, а не условный
персонаж. Детали одежды и снаряжения коня имеют абсолютные археологические
соответствия. Всадники изображены еще на нескольких изделиях. Это накладки на
сумочку, изготовленные хазарским ремесленником. На одной из них имеется
изображение фантастического всадника. Конные охотники показаны на уникальном
серебряном сосуде Х в. Сюжет очень близок рисунку на накладке с всадником, но
изображения на сосуде очень реалистичны. При этом отличаются даже детали
конского снаряжения. Этот сосуд из Хазарии, возможно, изготовлен ювелиром из
Согда в конце IX – 1-й половине X в. Учитывая другие находки, которые можно
связать с Хазарией, например, костяные накладки с изображением дракона из
Шиловского кургана, можно предположить, что часть художественных изделий
Хазарского каганата были изготовлены ювелирами Согда…
Тем не менее тезис о продвижении угорских племен в VIII–IX
вв. из Предуралья на запад не вызывает сомнений, поскольку является фактом
историческим, имеющим веские документальные основания, в том числе и
археологические. В отношении последних можно констатировать, что прослежены
явные параллели в материальной культуре венгров в Паннонии эпохи «Обретения
Родины» и археологических памятников Волго-Камья и Башкирского Предуралья
VIII–IX вв., там, где некоторые исследователи локализовали так называемую
«Великую Венгрию», упоминаемую в письменных источниках ХIII в., хотя в Х в.
осведомленные авторы, писавшие об истории мадьяр [Багрянородный, 1989, с. 159],
ее не отмечали…
…орнаментированная накладка диаметром 12 и высотой 0,8 см,
выполненная из серебра с позолотой, из собрания Фонда Марджани (Москва). Точное
место находки ее, к сожалению, не известно. Накладка выполнена из тонкого листа
металла, имеет полусферическую форму с небольшим бортиком по краю. На бортике и
по краям выпуклой поверхности пробиты сквозные отверстия: три – в верхней части
и одно – в нижней, самое крупное из которых – около 2 мм. Все орнаментальное
поле накладки занимает изображение всадника на позолоченном фоне, обработанном
канфарником…
При этом стоит отметить, что общая композиция «всадник с
птицей и бегущими рядом животными» имеет широчайшее распространение и не
связана напрямую с какой-то этнической и даже культурной средой. Для IX–XI вв.
можно выделить несколько ареалов бытования этого сюжета: юг Европы; Средняя
Азия и Иран; Прикамье, Венгрия и Предкавказье…
Оригинальность хазарского искусства демонстрирует симбиоз
разных художественных направлений внутри обширного государства, хотя собственно
хазарские образы далеки от того, что демонстрируют элитные предметы, наподобие
отмеченных нами выше. Однако и в более простых «демократичных» изделиях можно
найти некоторые элементы сходства с накладкой со всадником…
Сцены демонстрации физической доблести и силы вообще
характерны для хазарского искусства…
Комментариев нет:
Отправить комментарий