Еще одна руническая надпись
средневекового кубано-донского письма.
Автор текста зря относит ее к тюркской
рунике, надпись нечитаемая с помощью давно расшифрованных тюркских рун. Из
материала видно, что большинство букв относятся к кубано-донскому письму на
основе аланского письма. Оно расшифровано Турчаниновым Г.Ф., дать расшифровку
самостоятельно не могу, не знаю алано-осетинского.
Автору текста нужно учитывать короткий
период существования кубано-донского письма и огромную вариативность
изображения букв (народное творчество). Буквы степной руники малограмотные
мастера могли зеркалить, разворачивать под любым углом друг к другу, гласные
буквы вообще прикрепляли сбоку к согласным. Буква-флажок, по происхождению
которой сомневается автор, перевернутая буква «Р», как и в современном русском
языке.
Кубано-донское письмо писали слева
направо, об этом есть запись у средневековых арабских летописцев.
* * *
Колода В.В.
Тюркская руническая надпись из лесостепной Хазарии
(цитаты)
Статья посвящена введению в научный оборот рунической надписи,
сделанной в технике граффити на диске из цветного металла, который был найден в
разрушенном кремационном погребении близ пос. Эсхар в Змиевском районе
Харьковской области.
Надпись содержит 34 знака, большинство из которых относятся к
донской разновидности средневековых тюркских алфавитов евразийских степей.
Надпись датируется временем существования салтовской археологической культуры в
лесостепной зоне Северского Донца – серединой VIII–IХ вв.
Находка выявлена на расстоянии около 1 км к западу от пгт. Эсхар
Харьковской обл. в Украине. По сообщениям находчиков, обломки предмета
обнаружены металлоискателем в отвалах уже разграбленного грунтового
кремационного погребения, каких известно немало в девственных лесных
окрестностях к юго-востоку от поселка...
Предмет представлял собой остатки округлой тонкой (≈0,1 см)
пластины из медесодержащего сплава диаметром ≈8,5 см.1 От него сохранилось 3
разновеликих фрагмента, которые по изломам частично подходили друг к другу
(рис. 2). На краю предмета выявлено аккуратно сделанное круглое отверстие
(диаметр ≈0,2 см). Это позволяет предположить, что артефакт относится к категории
нашивных, скорее всего, нагрудных украшений.
Все графические знаки расположены на одной стороне. Визуальные
наблюдения свидетельствуют о некоторой потертости диска, что, однако, не мешает
выделить линии и знаки, преднамеренно нанесенные острым предметом с разной
силой нажатия. По месту нанесения их можно разделить на те, что расположены в
центральном поле, и те, что нанесены по дуге на краю изделия...
Для выяснения вопросов происхождения надписи считаем необходимым
сравнить ее знаки с известными руническими алфавитами Евразии, для чего
воспользуемся таблицей известных евразийских и азиатских рунических алфавитов
(Кызласов, 1994, с. 69–72, табл. ХХIII). Всего из 34 знаков надписи из Эсхара
идентифицируются 26.
Наибольшее число знаков (24) совпадает с донским письмом, что
составляет 92,3% всех знаков. Наиболее близкое ему кубанское письмо имеет несколько
меньшее сходство– 21 знак (80,1%)...
Формально, по номинальным знакам тюркских алфавитов, надпись из
Эсхара имеет довольно значительное сходство с группой азиатских алфавитов –
21–22 знака (80,1–84,6%). Однако начертание пяти знаков (№№ 3, 4, 13, 19 и 24) имеют
иное начертание, чем аналогичные знаки евразийских алфавитов, аллографически
отличающиеся по направленности элементов или присутствию дополнительных черт.
Исключив эти знаки, мы получаем более низкое сходство текста нашей находки с
азиатскими алфавитами – 16–17 знаков из 26, что составляет 61,5–65,4%...
Комментариев нет:
Отправить комментарий