пятница, 9 октября 2020 г.

 

Еще одна руническая надпись средневекового кубано-донского письма.

Автор текста зря относит ее к тюркской рунике, надпись нечитаемая с помощью давно расшифрованных тюркских рун. Из материала видно, что большинство букв относятся к кубано-донскому письму на основе аланского письма. Оно расшифровано Турчаниновым Г.Ф., дать расшифровку самостоятельно не могу, не знаю алано-осетинского.

Автору текста нужно учитывать короткий период существования кубано-донского письма и огромную вариативность изображения букв (народное творчество). Буквы степной руники малограмотные мастера могли зеркалить, разворачивать под любым углом друг к другу, гласные буквы вообще прикрепляли сбоку к согласным. Буква-флажок, по происхождению которой сомневается автор, перевернутая буква «Р», как и в современном русском языке.

Кубано-донское письмо писали слева направо, об этом есть запись у средневековых арабских летописцев.

 

* * *

 

Колода В.В.


Тюркская руническая надпись из лесостепной Хазарии

 

(цитаты)

 

Статья посвящена введению в научный оборот рунической надписи, сделанной в технике граффити на диске из цветного металла, который был найден в разрушенном кремационном погребении близ пос. Эсхар в Змиевском районе Харьковской области.

Надпись содержит 34 знака, большинство из которых относятся к донской разновидности средневековых тюркских алфавитов евразийских степей. Надпись датируется временем существования салтовской археологической культуры в лесостепной зоне Северского Донца – серединой VIII–IХ вв.

Находка выявлена на расстоянии около 1 км к западу от пгт. Эсхар Харьковской обл. в Украине. По сообщениям находчиков, обломки предмета обнаружены металлоискателем в отвалах уже разграбленного грунтового кремационного погребения, каких известно немало в девственных лесных окрестностях к юго-востоку от поселка...

Предмет представлял собой остатки округлой тонкой (≈0,1 см) пластины из медесодержащего сплава диаметром ≈8,5 см.1 От него сохранилось 3 разновеликих фрагмента, которые по изломам частично подходили друг к другу (рис. 2). На краю предмета выявлено аккуратно сделанное круглое отверстие (диаметр ≈0,2 см). Это позволяет предположить, что артефакт относится к категории нашивных, скорее всего, нагрудных украшений.

Все графические знаки расположены на одной стороне. Визуальные наблюдения свидетельствуют о некоторой потертости диска, что, однако, не мешает выделить линии и знаки, преднамеренно нанесенные острым предметом с разной силой нажатия. По месту нанесения их можно разделить на те, что расположены в центральном поле, и те, что нанесены по дуге на краю изделия...

Для выяснения вопросов происхождения надписи считаем необходимым сравнить ее знаки с известными руническими алфавитами Евразии, для чего воспользуемся таблицей известных евразийских и азиатских рунических алфавитов (Кызласов, 1994, с. 69–72, табл. ХХIII). Всего из 34 знаков надписи из Эсхара идентифицируются 26.

Наибольшее число знаков (24) совпадает с донским письмом, что составляет 92,3% всех знаков. Наиболее близкое ему кубанское письмо имеет несколько меньшее сходство– 21 знак (80,1%)...

Формально, по номинальным знакам тюркских алфавитов, надпись из Эсхара имеет довольно значительное сходство с группой азиатских алфавитов – 21–22 знака (80,1–84,6%). Однако начертание пяти знаков (№№ 3, 4, 13, 19 и 24) имеют иное начертание, чем аналогичные знаки евразийских алфавитов, аллографически отличающиеся по направленности элементов или присутствию дополнительных черт. Исключив эти знаки, мы получаем более низкое сходство текста нашей находки с азиатскими алфавитами – 16–17 знаков из 26, что составляет 61,5–65,4%...

 

ссылка на источник


Комментариев нет:

Отправить комментарий