Сивер А.В.
К вопросу о
раннесредневековой этнической ситуации на северо-западном Кавказе с точки
зрения археологии
(цитаты)
Раннее средневековье (VI–Х вв.)
справедливо считается периодом формирования адыгского суперэтноса. К таким
выводам приводят данные письменных и фольклорных источников, и автором уже
обращено внимание на это. Процесс адыгской интеграции занял практически всю
вторую половину I тысячелетия и выразился в появлении единого самоназвания
адыгэ и распространении на население огромной территории относительно локальных
экзоэтнонимов зихи и касоги, а также производного от последнего – черкесы.
Наиболее авторитетным источником об
этногеографической ситуации Закубанья на рубеже I–II тыс. н. э. считается
свидетельство Константина Багрянородного. «За Таматархой, в 18 или 20 милях,
есть река по названию Укрух [Кубань? – А. С.], разделяющая Зихию и Таматарху, а
от Укруха до реки Никопсис, на которой находится крепость, одноименная реке,
простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна,
именуемая Папагия, выше страны Папагии – страна по названию Касахия, выше Касахии
находятся Кавказские горы, а выше этих гор – страна Алания».
Данные письменных источников, как
правило, сопровождаются, иногда уточняются, а то и опровергаются данными
археологии. В этой связи обращает на себя внимание смена археологической
ситуации как раз в раннем средневековье, а именно – в период господства
хазарского каганата (VIII–Х вв.) и последующую эпоху до монголо-татарского
нашествия (Х–ХIII вв.). Прежде всего имеется в виду изменение погребального
обряда – одного из основных поставщиков археологического материала. Именно с
VIII в. возрастает количество погребений, использующих метод кремации (трупосожжения).
Более того, меняется суть обряда: используется урна для праха, тело сжигают в
одном месте, а горшок-урну с обугленными костями закапывают в другом, часто
практикуется ритуальная порча погребального инвентаря – эти и другие детали отличают
кремации VIII–ХIII вв. от кремаций III–VII вв.. При этом погребения методом
ингумации (трупоположения) не только сосуществуют с кремационными в пределах
одного археологического периода, но и непосредственно соседствуют в
биритуальных могильниках.
Эта особенность требовала
интерпретации. Считается, что культурные сходства и различия одного хронологического
пласта в максимальном количестве случаев служат маркерами этнокультурных
общностей. Массовое явление на территории какой-либо культуры нехарактерных ей
находок и памятников связывается со столь же массовым проникновением
инокультурного, а следовательно, иноэтничного элемента.
Версия об общем происхождении абхазов
и абазин привела к выводу, что люди обряда кремаций VIII–Х вв. – предки
современных абазин, заселявшие в эту эпоху Закубанье. Кубанские археологи возражают:
хронологические границы закубанских и «цебельдинских» кремаций не совпадают, а
параллели в инвентаре погребений могут быть следствием контактов и обмена.
Впрочем, таким же продуктом обмена, в
данном случае – культурного, мог быть и погребальный ритуал кремации. В любом
случае, «абазинская» версия не бесспорна.
В. А. Тарабанов и А. В. Пьянков
заметили, что кубано-черноморские кремационные погребения по основным чертам
сближаются с аналогичными погребениями Среднего Подонья (в частности, бассейна
Северского Донца) времен салтово-маяцкой культуры. Культура эта существовала на
протяжении VIII–IХ века в Волго-Донском междуречье и большинством ученых
определяется как культура Хазарского каганата. Анализируя «кубано-черноморскую»
и «донецкую группу кремаций», археологи нашли практически полное совпадение в деталях
обряда (сожжение вне места захоронения, керамические урны, ритуальная порча
погребального инвентаря, принесение умершему «даров» и поминальные «тайнички» в
составе могильных комплексов) и сопровождающих погребение предметов (особых
типов наконечники копий и «очажные принадлежности», складные серпы как
погребальный инвентарь, коньковые подвески и др.). Все это, делается вывод,
включает обе группы кремаций в сферу салтово-маяцкой культуры.
Вывод важен в смысле констатации
активного проникновения волго-донских элементов на территорию будущей Страны
адыгов, что помимо письменных свидетельств определенно включает ее в сферу хазарского
влияния (как минимум культурного). Единовременное по историческим меркам явление
«салтово-маяцких» характеристик в культуре населения Закубанья указывает на
внедрение в это население достаточно крупной группы людей степной кочевой
культуры.
Выясняя, что бы это мог быть за народ
из известных по источникам, краснодарский археолог А. В. Пьянков приходит к
выводу, поддержанному большинством кубанских археологов: если исключить (по уже
указанным причинам) абазин, а также зихов, хоронивших покойников методом ингумации
(во всяком случае, именно причерноморские ингумационные погребения данной эпохи
вслед за Н. В. Анфимовым относят к зихским), остаются касоги. Родство их
культуры с культурой кочевников Подонья, происходящих в свою очередь из Южного
Приуралья, навело исследователя на мысль, что касоги – переселенные хазарами на
окраины Каганата тюркоязычные кочевники, к ХIII в. ассимилированные зихами, консолидация
с которыми происходила на фоне общего противостояния аланам.
Признаки проникновения в Закубанье
кочевников, впоследствии оседавших на землю, видел в археологической ситуации
рассматриваемого периода и А. В. Гадло; а именно: в распространении в Восточном
Предкавказье зливкинского варианта салтово-маяцкой культуры, а в Западном – возникновение
крупных полиэтничных поселений, в частности, Таматархи (Тмутаракани). Как и практически
все остальные. А. В. Гадло связывал это с хазарской территориальной и
культурной экспансией. Следует, однако, иметь в виду что и материальная, и
духовная составляющая «салтово-маяцких» культурной периферии на Кавказе может
быть результатом не только и даже не столько этнодемографических процессов, но
и культурных инноваций. Считается, что салтово-маяцкая культура изначально
зародилась в недрах культур кочевых алан и булгар, а в последствие стала общей
культурой (со всеми ее вариантами) для племен и народов, так или иначе
вовлеченных в орбиту Хазарского каганата. Степная культура для значительной
части населения предгорий должна была восприниматься как более статусная, ведь
это культура могущественной и воинственной соседней державы (независимо от
текущего
состояния взаимоотношений с хазарами).
Впрочем, влияние кочевого степного
элемента на население Закубанья не стоит вовсе отрицать, равно как и преувеличивать.
Ведь, с одной стороны, Материалы антропологии современной Адыгеи и Черкесии не
обнаруживают в составе современных адыгейцев и черкесов сколько-ни- будь
ощутимой монголоидной примеси», а с другой – «Антропологические данные
позволяют утверждать, что этнические связи этого населения с миром кочевников
южнорусских степей установились еще в домонгольское время».
Ситуация, когда люди особого статуса,
может быть, имеющие какие-то родственные или иные связи с великими соседями,
хоронились бы по «хазарскому» обряду. Донорами бытовых инноваций (как и самой
идеи обряда) могли выступать как эти люди, так и кочевники, проникавшие в Закубанье
и там оседавшие на землю. Таким образом, и кремационные, и ингумационные
погребения могли принадлежать как касогам, так и зихам, что не противоречит их
распространенности по обе стороны условной границы.
Итак, какие же получаются выводы?
Хазарский царь Иосиф, живший в Х веке, был прав, когда относил «стану Каса», т.
е. Страну касогов, к сфере влияния Хазарского каганата.
Однако процессы эти не были завершены,
вернее, их продолжение состоялось на более низком уровне. Падение хазарского
каганата убрало фактор общего противника, и уже у Масуди касоги-черкесы «не
могут объединиться под властью одного царя», а Константин Багрянородный отличает
Касахию от Зихии и Папагии, и, вполне возможно, перед нами – не этнокультурные,
а этнополитические термины.
Кстати, археологи выделяют этот период
как особый – притом, что используются в основном уже существующие могильники,
количество и плотность захоронений, в целом подобных некрополям предыдущего
периода, увеличивается; к тому же обряд своеобразно «модернизируется»: кроме
прочего, захоронения происходят под курганами. Изменение обряда могло быть
связано (опять-таки, в том числе) с изменением внешней ситуации – исчезновение
хазарского гегемона вывело на первый план вопрос об отношениях с крепнущей
Аланией.
Наконец, к концу ХIII века, т. е. с
приходом монголо-татар, кремационные погребения в регионе исчезают. Очевидно,
это также не случайно, и связано частично с гибелью большинства представителей
того социального слоя аборигенов, что использовал кремации (т. е. воинственной
«хазароподобной» профессиональной группы); а также с окончательной унификацией
местной культуры – результатом очередного коренного потрясения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий