среда, 23 декабря 2020 г.

 

Пьянков А.В.


НАРОД КАСОГИ И СТРАНА КАСА


(к этнической ситуации на Северо-Западном Кавказе в VIII-X вв.)


(отрывки)

 

Эпоха Хазарского каганата для Прикубанья и Северо-Восточного Причерноморья является ключевым периодом для понимания этнических процессов протекавших здесь в средневековье, явившихся важным этапом в этногенезе предков адыгов и их соседей. В то же время, это наименее изученный период истории. Чему способствовал целый ряд объективных причин: малочисленность и противоречивость письменных источников, узость базы археологических данных, сложность привлечения фольклорных материалов в силу отсутствия в них хронологических ориентиров. В определенной степени мешали объективному исследованию и взгляды, сложившиеся в 50-60-е годы прошлого века в среде кавказоведов на этническую историю Северо-Западного Кавказа. Для эпохи хазарского каганата ключевым моментом этнической ситуации являлись представления о том, что Прикубанье и Северо-Восточное Причерноморье населяли предки адыгов, которые входили в два кавказоязычных племенных объединения: зихов и касогов, ставших основой формирующегося этноса. Зихи занимали Северо- Восточное побережье Черного моря, включая Таманский полуостров и некоторые исследователи считают только зихов предками современных адыгов, а касоги расселялись восточнее. Эта концепция использовалась в обобщающих роботах по истории народов Северного Кавказа.

Сегодня накопилось много археологических, исторических и лингвистических фактов противоречащих упомянутой концепции. Выработать новый взгляд на раннесредневековую этническую историю региона помогают исследования замечательного ученого А.В. Гадло. В своих работах автор опирался на письменные источники X в., прежде всего, такие как труд восточного автора Масуди «Россыпи золота», книга византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», письма царя Хазарии Иосифа, а также на данные адыго-кабардинских родословных, ранние сообщения которых были убедительно датированы А.В. Гадло. Не повторяя аргументацию автора, отметим наиболее важные результаты исследований А.В. Гадло, касающиеся хазарского периода. Таких положений несколько:

Во-первых, князь Инал адыго-кабардинских родословных, носивший тюркское имя, имел и второе имя Акабгу (ак-ябгу), которое является тюркским титулом: «западный правитель», жил в VIII в. через 150 лет после пророка Магомета.

Во-вторых, род Инала принадлежал племени касогов, о чем говорит имя легендарного прадеда князя, которого звали Кес.

В-третьих, князь Инал объединил племена Прикубанья и Северо-Восточного Причерноморья в одну «державу» и пользовался значительным влиянием и авторитетом у предков адыгов – зихов и касогов и их соседей, например, у населения Абхазии. После смерти Инала, объединение распалось и больше в таком виде не возобновлялось.

В-четвертых, успехи Инала объяснялись неординарными личными качествами и поддержкой Хазарии, ставленником и вассалом которой был князь.

А.В. Гадло не подвергал критике положение, высказанное до него, то, что зихи и касоги это основное население региона, являлись кавказоязычными предками адыгов, обитавшими в Прикубанье и в Северо-Восточном Причерноморье еще с дохазарского времени.

Наполнив туманную историю региона конкретными датами, А.В. Гадло оставил без рассмотрения ряд важных вопросов, вытекающих из его исследований. Почему кавказский князь носил тюркское имя и титул, распространенный у тюрок? Почему хазарский каган наделил властью горского князя, и доверил горцам, отличавшимся стремлением к независимости во все периоды истории, осуществление важных военно-политических функций?

Для ответа на эти вопросы обратимся к письменным источникам середины X в. и к адыгским преданиям о князе Инале. В сочинении Константина Багрянородного и в сообщениях еврейско-хазарской переписки о Северо-Западном Кавказе имеются темные места. Оба источника не упоминают народа или племени касогов, но знают страну с названием Касахия и Каса, соответственно. Давно установлено, что оба имени связаны с одной и той же областью, и этнонимом касоги. Для пространного письма царя Иосифа страна Каса – область, которую населяют разные народы, данники хазар. Но для византийского автора Касахия – малозначащая область между Зихией и Аланией, о которой не дано никаких сведений кроме ее местоположения. Сведения Багрянородного ближе к реалиям X в. Напротив, письмо хазарского царя, отражает этнополитическую ситуацию предшествующих столетий, когда Хазария обладала значительной силой и могуществом. Но к середине X в. она уже утратила свое влияние над многими народами и племенами. В тексте письма царя Иосифа Нижнее Прикубанье и прилегающие территории названы страной Каса, хотя здесь в хазарское время проживали и другие народы («… и все живущие в стране Каса…»). Следовательно, для хазар в VIIIIX вв. самым важным народом в названной стране были касоги, и не вызывает сомнения, что именно они были доминирующим этносом в регионе, что вполне согласуется с наблюдениями А.В. Гадло.

Рассказу о князе Инале у Ш.Б. Ногмова предшествует пассаж о переселении прадеда Инала – Кеса на Северо-Западный Кавказ из Аравии. А.В. Гадло объясняет эту легенду сравнительно поздней исламской традицией связывать происхождение народов, принявших мусульманство с Арабским Востоком. Существует и другое адыгское предание, рассказывающее о приходе части предков адыгов, говоривших на особом языке из Северной Анатолии. Оно опубликовано Н. Каменевым в статье о селении Тхамаха. Вероятно, обе легенды кабардинская (восточноадыгская) и шапсугская (западноадыгская) являются двумя версиями общеадыгского предания, сохранившего рассказ о переселении на Северо-Западный Кавказ иноязычного народа в VIII веке и позднее ассимилированного адыгами.

Археологические данные не исключают такую ситуацию в хазарский период. В свое время, на основании анализа погребального обряда и инвентаря автором в содружестве с В.А. Тарабановым была выделена группа кремационных могильников VIIIX вв., компактно занимающая Западное Закубанье и район Анапы – Геленджика, получившая название «Кубано-черноморская группа кремаций». Соавторы аргументировали ее связь и общее происхождение с аналогичными памятниками бассейна Северского Донца, получившими наименование «Донецкая группа кремаций». Имеются серьезные основания связывать носителей кремационного обряда с касогами/касахами/кашаками письменных источников и отрицать первоначальную кавказоязычность этого этноса.

Теперь об этнониме касоги. Его краткая форма кас/кес зафиксирована в письменных и фольклорных источниках. Так в трактате «Об управлении империей», включающем рассказ о переселении венгров на свою новую родину, Константин Багрянородный среди 8-ми венгерских племен, пришедших в Паннонию, называет племя каси. Это же племя, в венгерском народном предании об обретении родины, послужившем основным источником для автора византийского трактата, звучит как кеси и отдельными исследователями считается тюркским по происхождению. Вспомним и адыгское предание о прадеде князя Инала по имени Кес. В этом имени, вероятно, персонифицировано племя, из которого происходил легендарный князь. Известны племена с близкими именами и у других кочевых народов. Так в списках племен кочевников Казахстана и Средней Азии (списки илатийя) позднесредневекового и нового времени известны тюркские племена: черкес один из родов Киши жуза, а также килекес, джехл-кес и чилкес. Можно предположить, что именно имя кес являлось самоназванием касогов. Не случайно с XIII в., когда население Северо-Западного Кавказа начинают называть чекес, (чер-кес) корень кес сохраняется в новом имени.

Приведенные выше факты вполне объясняются некавказским происхождением народа касогов, и указывает на его тюркские корни. Кроме того у тюрок в раннесредневековое время титул ак-ябгу, означал «Западный правитель», а личное имя Инал могли носить лишь родственники правящего хана. В случае с касогами это означало, что князь Инал был в родстве с ханским родом Ашина, к которому принадлежали каганы Хазарии. В свете этих фактов становится понятной та роль в военно-административной системе Хазарии, которую играли касоги, прикрывая юго-западные рубежи каганата. Разделенные с соплеменниками и переселенные хазарской администрацией в чужие Закубанские предгорья, касоги должны были быть преданными слугами своим властителям, в отличие от горцев. Не случайно кембриджский аноним упоминает зихов среди враждебных каганату народов.

Приняв такое объяснение престижного положения касогов в Хазарии и среди народов Северо-Западного Кавказа, мы получаем объяснение, почему все черкесские князья вели свое происхождение от касожского князя Инала. Право на власть над народами и государствами в представлениях людей прошлого (и в Древности, и в Средние века) давало родство с королями, царями, императорами и ханами, и, прежде всего, кровное родство, которое нельзя оспорить.

 

 

Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV–IX вв.

Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X–XIII вв

Гадло А.В. Князь Инал адыго-кабардинских родословных

Пьянков А.В. Касоги / касахи / кашаки письменных источников и археологические реалии Северо-Западного Кавказа

Пьянков А.В. Народ касоги и страна Каса (К этнополитической ситуации на Северо-Западном Кавказе в VIIIX вв.)

Пьянков А.В., Тарабанов В.А. Кремационные погребения Кубани и Подонья салтовского времени: единство происхождения или случайное сходство?

Пьянков А.В., Тарабанов В.А. Кремационные погребения Кубани и Подонья салтовского времени: опыт сопоставления

Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов

Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий