Пьянков А.В.
НАРОД КАСОГИ И СТРАНА КАСА
(к этнической ситуации на
Северо-Западном Кавказе в VIII-X вв.)
(отрывки)
Эпоха
Хазарского каганата для Прикубанья и Северо-Восточного Причерноморья является
ключевым периодом для понимания этнических процессов протекавших здесь в средневековье,
явившихся важным этапом в этногенезе предков адыгов и их соседей. В то же
время, это наименее изученный период истории. Чему способствовал целый ряд
объективных причин: малочисленность и противоречивость письменных источников,
узость базы археологических данных, сложность привлечения фольклорных
материалов в силу отсутствия в них хронологических ориентиров. В определенной
степени мешали объективному исследованию и взгляды, сложившиеся в 50-60-е годы
прошлого века в среде кавказоведов на этническую историю Северо-Западного
Кавказа. Для эпохи хазарского каганата ключевым моментом этнической ситуации
являлись представления о том, что Прикубанье и Северо-Восточное Причерноморье
населяли предки адыгов, которые входили в два кавказоязычных племенных
объединения: зихов и касогов, ставших основой формирующегося этноса. Зихи
занимали Северо- Восточное побережье Черного моря, включая Таманский полуостров
и некоторые исследователи считают только зихов предками современных адыгов, а
касоги расселялись восточнее. Эта концепция использовалась в обобщающих роботах
по истории народов Северного Кавказа.
Сегодня
накопилось много археологических, исторических и лингвистических фактов
противоречащих упомянутой концепции. Выработать новый взгляд на
раннесредневековую этническую историю региона помогают исследования
замечательного ученого А.В. Гадло. В своих работах автор опирался на письменные
источники X в., прежде всего, такие как труд восточного автора Масуди
«Россыпи золота», книга византийского императора Константина Багрянородного «Об
управлении империей», письма царя Хазарии Иосифа, а также на данные
адыго-кабардинских родословных, ранние сообщения которых были убедительно
датированы А.В. Гадло. Не повторяя аргументацию автора, отметим наиболее важные
результаты исследований А.В. Гадло, касающиеся хазарского периода. Таких
положений несколько:
Во-первых,
князь Инал адыго-кабардинских родословных, носивший тюркское имя, имел и второе
имя Акабгу (ак-ябгу), которое является тюркским титулом: «западный правитель»,
жил в VIII в. через 150 лет после пророка Магомета.
Во-вторых,
род Инала принадлежал племени касогов, о чем говорит имя легендарного прадеда
князя, которого звали Кес.
В-третьих,
князь Инал объединил племена Прикубанья и Северо-Восточного Причерноморья в одну
«державу» и пользовался значительным влиянием и авторитетом у предков адыгов –
зихов и касогов и их соседей, например, у населения Абхазии. После смерти
Инала, объединение распалось и больше в таком виде не возобновлялось.
В-четвертых,
успехи Инала объяснялись неординарными личными качествами и поддержкой Хазарии,
ставленником и вассалом которой был князь.
А.В.
Гадло не подвергал критике положение, высказанное до него, то, что зихи и
касоги это основное население региона, являлись кавказоязычными предками
адыгов, обитавшими в Прикубанье и в Северо-Восточном Причерноморье еще с
дохазарского времени.
Наполнив
туманную историю региона конкретными датами, А.В. Гадло оставил без
рассмотрения ряд важных вопросов, вытекающих из его исследований. Почему
кавказский князь носил тюркское имя и титул, распространенный у тюрок? Почему
хазарский каган наделил властью горского князя, и доверил горцам, отличавшимся
стремлением к независимости во все периоды истории, осуществление важных
военно-политических функций?
Для
ответа на эти вопросы обратимся к письменным источникам середины X в. и к
адыгским преданиям о князе Инале. В сочинении Константина Багрянородного и в
сообщениях еврейско-хазарской переписки о Северо-Западном Кавказе имеются
темные места. Оба источника не упоминают народа или племени касогов, но знают
страну с названием Касахия и Каса, соответственно. Давно установлено, что оба
имени связаны с одной и той же областью, и этнонимом касоги. Для пространного
письма царя Иосифа страна Каса – область, которую населяют разные народы,
данники хазар. Но для византийского автора Касахия – малозначащая область между
Зихией и Аланией, о которой не дано никаких сведений кроме ее местоположения.
Сведения Багрянородного ближе к реалиям X в. Напротив, письмо
хазарского царя, отражает этнополитическую ситуацию предшествующих столетий,
когда Хазария обладала значительной силой и могуществом. Но к середине X в. она
уже утратила свое влияние над многими народами и племенами. В тексте письма
царя Иосифа Нижнее Прикубанье и прилегающие территории названы страной Каса,
хотя здесь в хазарское время проживали и другие народы («… и все живущие в
стране Каса…»). Следовательно, для хазар в VIII–IX вв. самым важным народом в
названной стране были касоги, и не вызывает сомнения, что именно они были
доминирующим этносом в регионе, что вполне согласуется с наблюдениями А.В.
Гадло.
Рассказу
о князе Инале у Ш.Б. Ногмова предшествует пассаж о переселении прадеда Инала –
Кеса на Северо-Западный Кавказ из Аравии. А.В. Гадло объясняет эту легенду сравнительно
поздней исламской традицией связывать происхождение народов, принявших
мусульманство с Арабским Востоком. Существует и другое адыгское предание,
рассказывающее о приходе части предков адыгов, говоривших на особом языке из
Северной Анатолии. Оно опубликовано Н. Каменевым в статье о селении Тхамаха.
Вероятно, обе легенды кабардинская (восточноадыгская) и шапсугская
(западноадыгская) являются двумя версиями общеадыгского предания, сохранившего
рассказ о переселении на Северо-Западный Кавказ иноязычного народа в VIII
веке и позднее ассимилированного адыгами.
Археологические
данные не исключают такую ситуацию в хазарский период. В свое время, на
основании анализа погребального обряда и инвентаря автором в содружестве с В.А.
Тарабановым была выделена группа кремационных могильников VIII–X вв.,
компактно занимающая Западное Закубанье и район Анапы – Геленджика, получившая
название «Кубано-черноморская группа кремаций». Соавторы аргументировали ее
связь и общее происхождение с аналогичными памятниками бассейна Северского
Донца, получившими наименование «Донецкая группа кремаций». Имеются серьезные
основания связывать носителей кремационного обряда с касогами/касахами/кашаками
письменных источников и отрицать первоначальную кавказоязычность этого этноса.
Теперь об этнониме касоги. Его краткая форма кас/кес
зафиксирована в письменных и фольклорных источниках. Так в трактате «Об
управлении империей», включающем рассказ о переселении венгров на свою новую
родину, Константин Багрянородный среди 8-ми венгерских племен, пришедших в
Паннонию, называет племя каси. Это же
племя, в венгерском народном предании об обретении родины, послужившем основным
источником для автора византийского трактата, звучит как кеси и отдельными исследователями считается тюркским по происхождению.
Вспомним и адыгское предание о прадеде князя Инала по имени Кес. В этом имени, вероятно,
персонифицировано племя, из которого происходил легендарный князь. Известны
племена с близкими именами и у других кочевых народов. Так в списках племен
кочевников Казахстана и Средней Азии (списки илатийя) позднесредневекового и
нового времени известны тюркские племена: черкес
один из родов Киши жуза, а также килекес,
джехл-кес и чилкес. Можно предположить, что именно имя кес являлось самоназванием касогов. Не случайно с XIII в., когда население Северо-Западного
Кавказа начинают называть чекес, (чер-кес) корень кес сохраняется в новом имени.
Приведенные выше факты
вполне объясняются некавказским происхождением народа касогов, и указывает на его тюркские корни. Кроме того у тюрок в
раннесредневековое время титул ак-ябгу, означал «Западный правитель», а личное
имя Инал могли носить лишь родственники правящего хана. В случае с касогами это означало, что князь Инал
был в родстве с ханским родом Ашина, к которому принадлежали каганы Хазарии. В
свете этих фактов становится понятной та роль в военно-административной системе
Хазарии, которую играли касоги, прикрывая юго-западные рубежи каганата.
Разделенные с соплеменниками и переселенные хазарской администрацией в чужие Закубанские
предгорья, касоги должны были быть преданными слугами своим властителям, в
отличие от горцев. Не случайно кембриджский аноним упоминает зихов среди
враждебных каганату народов.
Приняв
такое объяснение престижного положения касогов в Хазарии и среди народов
Северо-Западного Кавказа, мы получаем объяснение, почему все черкесские князья
вели свое происхождение от касожского князя Инала. Право на власть над народами
и государствами в представлениях людей прошлого (и в Древности, и в Средние
века) давало родство с королями, царями, императорами и ханами, и, прежде
всего, кровное родство, которое нельзя оспорить.
Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV–IX вв.
Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X–XIII вв
Гадло А.В. Князь Инал адыго-кабардинских родословных
Пьянков А.В. Касоги / касахи / кашаки письменных источников и
археологические реалии Северо-Западного Кавказа
Пьянков А.В. Народ касоги и страна Каса (К этнополитической ситуации на
Северо-Западном Кавказе в VIII–X вв.)
Пьянков А.В., Тарабанов В.А. Кремационные погребения Кубани и Подонья
салтовского времени: единство происхождения или случайное сходство?
Пьянков А.В., Тарабанов В.А. Кремационные погребения Кубани и Подонья
салтовского времени: опыт сопоставления
Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов
Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии
Комментариев нет:
Отправить комментарий