четверг, 28 января 2021 г.


* * *

Алексеева Е. П.

 

ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

 

Москва, 1971

стр. 122-125

(цитаты)

 

В верховьях Кубани обнаружено несколько византийских монет.

На Амгате найдена просверленная золотая монета Константина IV Погоната (668—685), в Сентинском храме — золотая монета Василия II и Константина VIII (976—1025), на Нижне-Архызском городище — медная монета Константина Багрянородного (945), на «Некрасовской скале», т. е. на Хумаринском городище, по словам А. Фирковича, была обнаружена медная стертая монета, по-видимому византийская.

Как любезно сообщил мне М. Н. Ложкин, на городище, у хутора Ильич, найдена золотая монета Никифора III (1078—1081).

Индикации византийских монет обнаружены в могильниках Мощевой балки и Рим-Горском. Последние сняты с монет VII в.

Итак, судя по довольно значительному количеству раннесредневековых импортных вещей, найденных на территории Карачаево-Черкесии, население этих мест в тот период было связано торговыми взаимоотношениями с соседними и более отдаленными странами и народами.

Весьма заметны связи с Византией. Из Византии доставлялись шелковые ткани, бусы из полудрагоценных камней, украшения из металла и кости, предметы христианского культа и, очевидно, стеклянные браслеты. Большая часть вещей византийского происхождения и византийских монет, обнаруженных в верховьях Кубани, относится к X—XI вв. Надо думать, последнее обстоятельство связано с христианизацией Алании (в том числе ее западной, верхнекубанской части), проводимой Византией через посредство абхазских царей начиная с X в.

Прослеживаются связи с Ближним Востоком—оттуда поступали стеклянные сосуды, бусы и оконное стекло. Из Ирана доставлялись бусы из полудрагоценных камней, иногда шелка (VIII—IX вв.). Шелковые ткани попадали в эти места из Китая. Из Индии могли поступать раковины каури и бусы из полудрагоценных камней. Существовали связи со Средней Азией. Из Согда в верховья Кубани попадало много шелковых тканей (особенно в VII—IX вв.).

Весьма оживленными были торговые связи с Закавказьем. Из сообщения Феофана Исповедника можно заключить, что в начале VIII в. торговые сношения существовали между верхнекубанскими аланами и авазгами. Из Закавказья поступали медные, серебряные и золотые украшения, иногда с цветной эмалью, с вставками из полудрагоценных камней (типа вещей из Зеленчукского клада). Предметами более массового потребления являлись закавказские серьги с длинной подвеской из нескольких шариков (VIII—IX вв.), стеклянные перстни (VIII—IX вв.) и некоторые виды стеклянных браслетов (X—XIII вв.).

Возможно, из Закавказья (в частности, из Грузии) поступали некоторые предметы христианского культа (железные кресты). Косвенно подтверждает такое предположение тот факт, что у черкесов крест называется «джур», «джори» от грузинского «джвари». Примечательно, что на Урупе, у хутора Ильич, существует церковь, выстроенная в стиле грузинской церковной архитектуры Xl—XIII веков.

Впрочем, производство железных крестов могло быть освоено и на месте, например, в таких пунктах, как Нижне-Архызское городище.

С Руси, возможно через Тмутараканское княжество, в верховья Кубани поступали кресты-энколпионы, а также, может быть, некоторые металлические украшения.

На протяжении всего раннего средневековья существовали связи с Крымом. Весьма распространенными были полихромные украшения IV—VII вв., которые изготовлялись скорее всего в Боспоре (Керчи).

Очевидно, частично из Крыма поступали амфоры с вином, поливная красноглиняная керамика.

С Таманского полуострова, а также восточночерноморского побережья в глубинные районы Северо-Западного Кавказа, в том числе и в верховья Кубани, по-видимому, поступали амфоры с вином, глиняные сосуды специфической формы (типа бутылкообразных, подобные найденным в Узун-Колском могильнике). Не исключена возможность, что из Тмутаракани в верховья Кубани проникали некоторые виды стеклянных браслетов и предметы христианского культа, о чем речь шла выше. Впрочем, существование связей с Тмутараканью нуждается в дальнейших дополнительных доказательствах.

О существовании обмена между местными, северокавказскими народами из-за большого сходства материальной культуры судить очень трудно. Но такие связи, несомненно, были. Одним из доказательств этого может являться наличие сосудов аланского типа у адыгов в Закубанье и в Восточном Причерноморье и сосудов адыгского типа у алан. По свидетельству Масуди, кашаки-адыги изготовляли высококачественную льняную ткань — тала, которая шла на вывоз. Относительно алан таких данных нет. Нет также доказательств того, что в Алании выращивался лен. Однако на территории Алании, в том числе и в верховьях Кубани, зафиксированы остатки тканей и ниток из льна.

Очевидно, эти нитки и ткани были импортными, и нет ничего невероятного в том, что часть их могла быть получена от ближайших соседей — кашаков-адыгов, изготовлявших такие ткани специально на обмен.

Внешний обмен население Северо-Западного Кавказа могло производить через Таматарху и Севастополис (Сухуми).

От северных границ территории нынешней Карачаево-Черкесии шел путь на запад — на Дон и на восток — на Волгу.

Торговля была меновая. Свою монету местное население не чеканило. Отдельные монеты иноземного происхождения, попадавшие в эти места, по-видимому, использовались в качестве украшений — об этом говорит тот факт, что некоторые из них (например, монета Константина Погоната с Амгаты) имеют отверстие для подвешивания. Косвенным свидетельством использования монет как украшения для головного убора является обычай изготовлять индикации византийских монет и нашивать их на головной венчик.

Что же поставляло местное население иноземным купцам в обмен на ткани, стеклянные и глиняные сосуды, украшения, вино и другие товары?

Точных данных по этому вопросу для периода раннего средневековья мы не имеем ни в письменных источниках, ни в археологических материалах. Но по аналогии с другими эпохами, о которых имеются сведения в источниках, мы можем сказать, что местное население в обмен на иноземную продукцию, очевидно, поставляло скот, хлеб, мед, воск, меха, кожи, лес, металл, некоторые изделия из металла, кожи и дерева, может быть рабов.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий