Гордеев А.
А.
История
казаков
Часть I
стр. 1-6
История
происхождения казаков, входивших в состав Российской Империи до настоящего
времени составляет один из неразрешенных вопросов.
Казаки в
составе Российской Империи, занимали особое положение. Среди различных частей
населения, входивших в состав Российской Империи, существовали Казачьи Области,
внутренний быт которых отличался от бытовых условий населения других частей
страны. В условиях строго централизованной системы государственного управления,
казачьи Области составляли исключение, пользовались известной автономией и
управлялись на основе «Особого Уложения об Управлении Войска Донского»,
распространявшегося и на другие казачьи Области.
В
составе Российской Империи было двенадцать казачьих Областей. Восемь из которых
были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами
Правительства, население которых составили часть казаков, выведенных из бывших
Областей, пополненные служилым людом и охотниками. Только четыре Области
сложились исторически, без вмешательства государственной власти, это: Области
Донских, Гребенских или Терских, Яицких, или, переименованных после
Пугачевского бунта, в Уральских и Днепровских. Последнее или Днепровское войско
прекратило существование при Петре I, и части его, впоследствии, были
использованы для организации Кубанского Войска, но это было время, когда все
войска входили в состав Империи, в царствование Екатерины И. Время и условия
зарождения казаков уходит в глубокую древность, и до настоящего времени для
Истории составляет нерешенный вопрос. Официальная русская история считает, что
население казачьих Областей было образовано выходцами из русских княжеств, не мирившихся
с тяжелым бытом русской действительности, и искавших более выгодные условия на
окраинах русских владений, в пределах «Дикого Поля». Беглецы эти, по мнению
историков, объединялись в «ватаги», и затем образуя более крупные группы,
устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом, по мнению
большинства русских историков, «беглым людом» из русских княжеств, был создан
народ с особым бытом, внутренней общественной организацией, военным укладом и
тактикой, несвойственной не только русской, но и европейским армиям.
Искусственно
принятая теория зарождения казаков, не только не разрешала этого вопроса, но
вызывала теорию совершенно противоположную, утверждавшую, что «казаки» — по
происхождению ничего общего с русским народом не имеющие, и, в прошлом
принадлежали к народам, пришедшим из Азии, впоследствии обрусевшие, принявшие
русский язык и религию. Теория эта находила сторонников среди историков и
прочно держалась среди казаков.
Генерал Ригельман, собиравший материал
по истории казаков, писал, что в конце 18 и начала 19 веков, казаки донские
считали, что они не русские люди, и свое происхождение считали от черкес и
других горских людей, но обрусевшие, живучи в России…
Особенностью
казачьего быта было то, что с древности в основе их общественной жизни была
военная организация, свойственная кочевым народам. Казаки не принадлежали к
кочевым народам, но их внутренний быт слагался под влиянием и руководством кочевников.
Затем, живя на далеких окраинах русских княжеств, окруженные со всех сторон
воинственными ордами кочевников, ставились в необходимость постоянной
готовности к войне, защите своей земли и отражений нападений своих, алчных к
легкой наживе, соседей. В составе Российской Империи, казачьи Войска высоко
ценились, и их быт и внутренняя организация всячески поддерживались правительством.
Среди различных теорий о происхождении
казаков, как более достоверную можно принять, что казачьи поселения были
образованы «вне пределов России», и в условиях от нее независимых…
Отношения
казаков с властью Москвы, в разное время, были различны. Казаки в отношении
Москвы занимали положение: 1) совершенно независимое; 2) несли службу по договору
с Московскими князьями; 3) служили по присяге; и 4) вошли в состав
Российского государства, как неотъемлемая ее составная часть. Во всех случаях
казаки сохраняли право на занимаемые ими земли, пользование которыми
гарантировалось Верховной Российской властью. Во внутренней жизни казаки
сохраняли независимость от центральной власти, и Атаман и ближайшие его
помощники выбирались общим голосованием. Все вопросы казачьей жизни так же
решались на общих казачьих собраниях, носивших название Войсковой Круг у
донских казаков, и Рада — у днепровских и затем — кубанских…
С
расширением границ московских владений, территории их сливались и влияние
Москвы становилось более значительным, и казаки, волей или неволей, должны были
считаться с положением и делать уступки своей независимости и мириться с
необходимостью.
Роль
казаков в истории России была настолько значительной, что после того, когда на
южных границах московских владений, положение совершенно изменилось и кочевники
были или покорены, или исчезли, опасность нападений прекратилась, казаки и
казачий внутренний быт российским правительством поддерживались и казачьи
войска, как военная сила высоко ценились.
В истории России многие события по
политическим и национальным соображениям не получили достаточного и беспристрастного
освещения и обойдены наукой, или, просто, преданы забвению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий