1-я часть
Студенецкая Е.Н.
Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX веков
Основным источником изучения одежды древних эпох служат археологические памятники. К сожалению, от костюма древнего населения сохранились главным образом украшения. Они дают представление о способах скрепления одежды (булавки, фибулы), ее отделке (бляшки, подвески, накладки), а также об отдельно надеваемых украшениях (кольца, браслеты, серьги, цепочки). Но восстановить облик костюма полностью, его материал и особенно покрой почти невозможно.
Одежда древнего населения Северного Кавказа не является предметом изучения в данной работе. Но одежда средневекового периода может многое подсказать в понимании более поздних форм костюма. Тем более, что в археологических находках этого периода, кроме украшений, часто встречаются куски тканей, а в ряде случаев — отдельные предметы одежды, позволяющие судить о ее покрое и составе, о привозных и местных тканях и изделиях.
Богатый археологический материал, относящийся к аланам X- XIII вв. — предкам осетин, дают раскопки у станицы Змейской. Не менее ценны данные о культуре адыгов, полученные при изучении Белореченских курганов, могильников близ Карраса (район Пятигорья), датируемые XIV—XV вв.5 Одежда тюркоязычных предков карачаевцев и балкарцев в какой-то мере характеризуется изваяниями, известными под названием «каменные бабы».
Ценный материал по истории одежды начиная с XVI в. и вплоть до начала XIX в. могут дать захоронения в наземных и полуподземных склепах, известных почти на всей территории горных районов Северного Кавказа. В них сохранилась одежда, по которой можно судить о характере и цвете ткани, покрое, составе костюма, выявить социальные и половозрастные различия и многое другое. Но, к сожалению, пока склепы были еще не разграблены, их материалами мало интересовались.
Археологам этот источник казался слишком поздним и поэтому малоинтересным, этнографы же не изучали его, считая могильники и склепы предметом археологического исследования. В результате этот ценнейший для истории развития одежды материал был почти полностью утрачен.
К сожалению, не только описания, но и зарисовки с натуры не всегда привязаны к месту. Дается рисунок «черкес» вообще, «осетин» вообще, иногда с указанием социальной принадлежности. Часто отсутствуют датировки иллюстраций. Дату самой поездки для издания книги не всегда можно считать датой иллюстрации. Последняя может быть копией или переработкой более ранних рисунков, а иногда и вольной фантазией художника на заданную тему. В ряде случаев рисунки сделаны «под Восток», соответственно существовавшим представлениям о нем в тот или иной период. К тому же иллюстрации отражали чаще всего костюм только социальной верхушки.
* * *
Нательная и верхняя одежда
Для народов Северного Кавказа этого периода верхней плечевой одеждой являлась бурка. Бурка этого времени отличалась от более поздних тем, что была очень короткой, иногда значительно выше колен, что делало ее удобной и всаднику и пешему. Бурка имела колоколообразную расширяющуюся книзу форму, из-под нее виднелась черкеска. Носили бурку на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону, и правая рука могла свободно двигаться. Помимо валяных бурок встречались накидки из шкур животных. Именно о такой одежде свидетельствует Бесс: «Простолюдины носят кусок козьего меха, чтобы укрываться от дождя». Подобного рода шкуры-накидки имелись вплоть до XX в. у абхазов.
Теплая верхняя одежда (шубы) упоминается у адыгских народов и карачаевцев. Шубы шили чаще всего из овчины, а также из шкур диких зверей. черкеска XVIII в. сильно отличалась от вышеописанной.
Судить о ее покрое трудно, так как его описания в источниках нет. А на рисунках того времени, относящихся к адыгам, черкеска выглядит более свободной, иногда даже мешковатой одеждой. Длина ее до колен или до половины бедра. Длинные узкие рукава внизу иногда имеют треугольный выступ, прикрывавший тыльную часть руки. Встречались также черкески с откидными рукавами, незашитыми от подмышки от локтя. В это отверстие могла продеваться рука, и тогда рукав черкески висел сзади от плеча, как у грузин и других народов Закавказья, а также у персов.
Грудь была не так сильно открыта, как в поздних черкесках, а иногда от шеи до талии имелась застежка. В ряде случаев имелся воротник в виде невысокой стойки со скошенными спереди углами.
Газырницы, нашитые на груди, появились позднее, в связи с широким распространением огнестрельного оружия. Первоначально газыри носили в кожаных сумках, укрепленных на ремне через плечо или на поясе. На рисунках конца XVIII — начала XIX в. показаны газырницы из кожи, чаще всего красного цвета, по краям обшитые галунами. (Подобные газырницы как бы напоминают, что когда-то они носились отдельно и входили в состав снаряжения воина.
Кстати, колчаны, налучники, боевые рукавицы часто также делали из красной кожи пли сафьяна, особенно для знатных воинов. Позднее, когда газырницы прочно заняли свое место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску. Число гнезд для газырей увеличивалось с 4—5 иногда до 18 с каждой стороны груди.
Праздничные черкески в XVIII — первой половине XIX в. адыги делали из покупного сукна разных цветов, в том числе желтого, голубого, красного, и украшали галунами, а иногда и вышивкой. Обычные черкески шили из черного, бурого, серого домотканого сукна с более широкими рукавами. У осетин черкески шили не только из серой и черной ткани, но и из красной, синей, зеленой, золотисто-желтой, фиолетовой и коричневой. Для черкесок использовались домотканые и привозные сукна и даже холст.
У осетинских.черкесок были и свои особенности. Так, на рисунке Яна Потоцкого осетин изображён в короткой черкеске без выреза на груди, ее борта стянуты тремя парами завязок. В склепах «города мертвых» у осетинского селения Дарсавс обнаружили черкески со стоячим воротником и без газырниц. Как будет отмечено далее подобные черкески у осетин, иногда у балкарцев, встречались вплоть до начала XX в. Они считались рабочими в отличие от праздничных — с открытой грудью и газырями.
Карачаево-балкарское (тюркское) слово чепкеп (черкеска) давно вошло в русский язык в форме чекмень.
Так, на рисунках часто бешмет выглядит значительно длиннее черкески и виден из-под нее. Внизу он лежит свободно, иногда сборками, а верхняя часть обтягивает фигуру. В отличие от более позднего времени бешмет в рассматриваемый период не имел стоячего воротника, и шея таким образом оставалась открытой.
Рукава бешмета были узкими, иногда с треугольным выступом, который часто носили отогнутым. Они именуют ее по-разному: жилет, камзол, туника, куртка, но у Ж. Ш. Бесса мы встречаем точный термин — каптал, которым называли бешмет в XIX в. почти все народы Северного Кавказа. Украшение бешмета вышивкой с галунами свидетельствует о том, что его могли в определенных случаях носить и без черкески, при этом и как праздничную одежду, так как черкеска была далеко не у каждого и надевалась в особых случаях.
Простые люди шили бешметы из холста, полотна, бязи, они часто служили верхней и нательной (т. е. единственной) одеждой.
Штаны на рисунках часто не видны из-под верхней одежды, поэтому судить об их покрое трудно. В описаниях упоминаются штаны, которые шили из холста, чаще белого, или сукна серого, бурого, иногда белого цвета.
Ноговицы можно считать специфической частью костюма горцев Северного Кавказа. Они были весьма удобны как для наездника, так и для пешехода в условиях горного рельефа, лесных зарослей. Надевали ноговицы поверх штанов, и они плотно обтягивали ногу от щиколотки до колена, а часто и выше. Для удобства натягивания они обычно были снабжены штрипками. Ноговицы защищали штаны от лошадиного пота, не цеплялись за ветки и камни. Их шили из сукна, иногда из войлока, а парадные — чаще всего из сафьяна. Ниже колена ноговицы закрепляли при помощи подвязок, сделанных из тонкого войлока, шнурка или кожи.
Ноговицы наиболее характерны для адыгских народов, карачаевцев и балкарцев, но носили их также осетины, ингуши и чеченцы. В описаниях путешественников, бывавших у черкесов, упоминаются также носки, сшитые из сафьяна или войлока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий