2-я часть
Студенецкая Е.Н.
Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX веков
Обувь
Обувь, бытовавшая у народов Северного Кавказа в XVIII — первой половине XIX в.,
поддается более детальному изучению как по нарративным и иллюстративным
источникам, так и по находкам в наземных склепах. Основные ее типы являются
общими для всех народов Северного Кавказа, а частично встречаются и в
Закавказье, особенно в горных районах. Обувь была приспособлена к природным
условиям и образу жизни горцев и обращала на себя внимание всех
путешественников.
Описывая костюм адыгских народов,
авторы отмечают изящество и красоту отделки обуви. Башмаки узкие, с одним швом
спереди, без всяких украшений и никоим образом не могут ни растягиваться, ни
распускаться, они точно приклеены к ногам и придают изящество походке.
Сафьяновые башмаки имеют только один шов вдоль ноги. Такую обувь шили для
членов своей семьи только женщины.
Так, К. Кох пишет: «Туфли красного
цвета — у князей, желтые — у дворян, и из простой кожи — у простых черкесов шьются
точно по ноге, со швом посредине и не имеют подошвы». Несколько неожиданно
упоминание И. Ф. Бларамберга об «элегантных красных туфлях с очень высокими
каблуками».
В осетинских склепах мужская обувь
была трех родов: 1) чувяки (со швом на подошве), 2) башмаки с тремя железными
шипами, 3) сапоги с подковками. Более поздние исследования показали, что в
склепах находят обувь из сыромятной кожи с плетеной из ремней подошвой, очень удобную
в горах, так как она не скользит. Ее делали из шкур не только домашних животных,
но, также из шкур серны и косули. Встречается в склепах и обувь из сыромятной
кожи со швом на носке и заднике. В ней часто сохраняется стелька из сухой
травы.
Цветовая гамма и силуэт мужского и женского
костюма
Попробуем выявить цветовую гамму в
одежде народов Северного Кавказа. Наибольший материал для суждений мы имеем на
конец XIX в.
Дело не только в том, что для этого периода
имеется больше вещевых образцов одежды, но именно в это время, когда получение
фабричных тканей стало доступным довольно широким слоям населения, можно выяснить
и национальные вкусы. Наличие определенной «избирательности», предпочтения того
или иного цвета пли рисунка ткани при возможности выбора всегда является
показателем устойчивых и давних традиций народа.
Основной тон костюму задавала
черкеска, которую шили из домотканого сукна натуральных цветов или окрашенного
домашними средствами (овцы местных пород давали преимущественно черную и бурую шерсть,
белая шерсть имелась в небольшом количестве, серый цвет получался из смешения
черной и белой шерсти). Чисто белые черкески, черкески светло-коричневых (беж)
тонов были редки, считались праздничными и встречались у представителей
социальной верхушки, главным образом у адыгских пародов и у плоскостных осетин.
В массе же кабардинцы, адыгейцы, черкесы носили черные, серые, коричневые и
реже бурые черкески. У карачаевцев преобладали черные черкески, но многие из
них носили и черкески коричневых тонов. У балкарцев, осетин-горцев, отчасти
чеченцев для черкесок был характерен более всего коричнево-бурый цвет. У осетин
изредка встречались черкески красноватого тона. Представители зажиточных слоев
населения Осетии и Чечено-Ингушетии носили праздничные черкески из тонкого
фабричного сукна черного, а в отдельных случаях темно-красного цвета.
Большую роль в создании цветовой гаммы
костюма играли ноговицы. Их делали чаще всего из домотканого сукна, черного,
коричневого, бурого, серого, или из черного сафьяна. Добавьте к сказанному
черные бурки, черные, реже коричневые барашковые папахи, тех же цветов войлочные
шляпы, серо-белую нагольную овчинную шубу, черную, коричневую или серо-белую
(сыромятную) обувь — скромность и известная мрачность общего колорита мужской
одежды народов Северного Кавказа станет ясной.
Особо следует остановиться на
расцветке такой части мужского костюма, как бешмет, в связи со спецификой его
назначения. Бешметы, служившие повседневной домашней или рабочей одеждой, шили
из тканей темных цветов — черной, коричневой, темно-серой. Это могла быть шерстяная
домотканая или фабричная материя типа «чертовой кожи», сатин, ситец. Как видим,
в этом варианте употребления бешмет не выпадал из общей цветовой гаммы мужской
одежды.
Но в других случаях, когда бешмет
надевали под черкеску, допускались другие цвета. Такой бешмет шили из покупных
тканей, в том числе тонкой шерстяной материи, а также плотного шелка, чесучи,
восточных полосатых тканей. Встречались бешметы оранжевого, светло-синего, зеленого,
коричневого цветов, иногда с неброским мелким рисунком (клеточка, полоска). В
вырезе черкески были видны грудь бешмета, его высокий воротник, а при ходьбе —
низ полы.
При общей строгости костюма бешмет ярких
цветов несомненно служил оживляющим моментом. Но более «благородными» считались
все же бешметы белого и черного цвета.
Местные вкусы требовали определенных
соотношений цветов черкески и бешмета. Считалось, что к черной черкеске
особенно подходит бешмет белый или светлых тонов и наоборот: к светлой черкеске
— темный бешмет. Особенно строго соблюдалось это у адыгских народов и осетин в
праздничной одежде. Но не исключалось и сочетание черной черкески (чаще с
белыми или серебряными газырями) с черным же бешметом.
Оживляющим пятном в костюме мог быть и
башлык. Обычные дорожные башлыки шили из домотканого сукна черного и
коричневого цветов. Но нарядный праздничный башлык, украшенный галунами, басонными
кисточками, а иногда и вышивкой, делали из тонкого белого местного сукна, из
золотистых верблюжьих сукон или фабричного сукна иногда довольно ярких тонов —
красного, малинового, оранжевого, синего. Такие яркие башлыки надевала молодежь
в торжественных случаях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий