четверг, 11 марта 2021 г.

 


2-я часть

Студенецкая Е.Н.



Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX веков

 

Обувь


 Обувь, бытовавшая у народов Северного Кавказа в XVIII — первой половине XIX в., поддается более детальному изучению как по нарративным и иллюстративным источникам, так и по находкам в наземных склепах. Основные ее типы являются общими для всех народов Северного Кавказа, а частично встречаются и в Закавказье, особенно в горных районах. Обувь была приспособлена к природным условиям и образу жизни горцев и обращала на себя внимание всех путешественников.

Описывая костюм адыгских народов, авторы отмечают изящество и красоту отделки обуви. Башмаки узкие, с одним швом спереди, без всяких украшений и никоим образом не могут ни растягиваться, ни распускаться, они точно приклеены к ногам и придают изящество походке. Сафьяновые башмаки имеют только один шов вдоль ноги. Такую обувь шили для членов своей семьи только женщины.

Так, К. Кох пишет: «Туфли красного цвета — у князей, желтые — у дворян, и из простой кожи — у простых черкесов шьются точно по ноге, со швом посредине и не имеют подошвы». Несколько неожиданно упоминание И. Ф. Бларамберга об «элегантных красных туфлях с очень высокими каблуками».

В осетинских склепах мужская обувь была трех родов: 1) чувяки (со швом на подошве), 2) башмаки с тремя железными шипами, 3) сапоги с подковками. Более поздние исследования показали, что в склепах находят обувь из сыромятной кожи с плетеной из ремней подошвой, очень удобную в горах, так как она не скользит. Ее делали из шкур не только домашних животных, но, также из шкур серны и косули. Встречается в склепах и обувь из сыромятной кожи со швом на носке и заднике. В ней часто сохраняется стелька из сухой травы.


Цветовая гамма и силуэт мужского и женского костюма


Попробуем выявить цветовую гамму в одежде народов Северного Кавказа. Наибольший материал для суждений мы имеем на конец XIX в.

Дело не только в том, что для этого периода имеется больше вещевых образцов одежды, но именно в это время, когда получение фабричных тканей стало доступным довольно широким слоям населения, можно выяснить и национальные вкусы. Наличие определенной «избирательности», предпочтения того или иного цвета пли рисунка ткани при возможности выбора всегда является показателем устойчивых и давних традиций народа.

Основной тон костюму задавала черкеска, которую шили из домотканого сукна натуральных цветов или окрашенного домашними средствами (овцы местных пород давали преимущественно черную и бурую шерсть, белая шерсть имелась в небольшом количестве, серый цвет получался из смешения черной и белой шерсти). Чисто белые черкески, черкески светло-коричневых (беж) тонов были редки, считались праздничными и встречались у представителей социальной верхушки, главным образом у адыгских пародов и у плоскостных осетин. В массе же кабардинцы, адыгейцы, черкесы носили черные, серые, коричневые и реже бурые черкески. У карачаевцев преобладали черные черкески, но многие из них носили и черкески коричневых тонов. У балкарцев, осетин-горцев, отчасти чеченцев для черкесок был характерен более всего коричнево-бурый цвет. У осетин изредка встречались черкески красноватого тона. Представители зажиточных слоев населения Осетии и Чечено-Ингушетии носили праздничные черкески из тонкого фабричного сукна черного, а в отдельных случаях темно-красного цвета.

Большую роль в создании цветовой гаммы костюма играли ноговицы. Их делали чаще всего из домотканого сукна, черного, коричневого, бурого, серого, или из черного сафьяна. Добавьте к сказанному черные бурки, черные, реже коричневые барашковые папахи, тех же цветов войлочные шляпы, серо-белую нагольную овчинную шубу, черную, коричневую или серо-белую (сыромятную) обувь — скромность и известная мрачность общего колорита мужской одежды народов Северного Кавказа станет ясной.

Особо следует остановиться на расцветке такой части мужского костюма, как бешмет, в связи со спецификой его назначения. Бешметы, служившие повседневной домашней или рабочей одеждой, шили из тканей темных цветов — черной, коричневой, темно-серой. Это могла быть шерстяная домотканая или фабричная материя типа «чертовой кожи», сатин, ситец. Как видим, в этом варианте употребления бешмет не выпадал из общей цветовой гаммы мужской одежды.

Но в других случаях, когда бешмет надевали под черкеску, допускались другие цвета. Такой бешмет шили из покупных тканей, в том числе тонкой шерстяной материи, а также плотного шелка, чесучи, восточных полосатых тканей. Встречались бешметы оранжевого, светло-синего, зеленого, коричневого цветов, иногда с неброским мелким рисунком (клеточка, полоска). В вырезе черкески были видны грудь бешмета, его высокий воротник, а при ходьбе — низ полы.

При общей строгости костюма бешмет ярких цветов несомненно служил оживляющим моментом. Но более «благородными» считались все же бешметы белого и черного цвета.

Местные вкусы требовали определенных соотношений цветов черкески и бешмета. Считалось, что к черной черкеске особенно подходит бешмет белый или светлых тонов и наоборот: к светлой черкеске — темный бешмет. Особенно строго соблюдалось это у адыгских народов и осетин в праздничной одежде. Но не исключалось и сочетание черной черкески (чаще с белыми или серебряными газырями) с черным же бешметом.

Оживляющим пятном в костюме мог быть и башлык. Обычные дорожные башлыки шили из домотканого сукна черного и коричневого цветов. Но нарядный праздничный башлык, украшенный галунами, басонными кисточками, а иногда и вышивкой, делали из тонкого белого местного сукна, из золотистых верблюжьих сукон или фабричного сукна иногда довольно ярких тонов — красного, малинового, оранжевого, синего. Такие яркие башлыки надевала молодежь в торжественных случаях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий