четверг, 11 марта 2021 г.

 


3-я часть


Студенецкая Е.Н.


Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX веков


Пояса


Мужские пояса делали из кожи или ткани. Наиболее распространены были узкие ремни с небольшой металлической пряжкой, таким же наконечником, с обоймочкой для протягивания конца ремня. Богатые люди носили пояса, украшенные серебряными пряжками с резьбой и чернью.

Узкие ременные пояса упоминаются во многих описаниях одежды адыгов и изображены на рисунках. Однако, различать детали поясов на имеющихся иллюстрациях XVIII — первой половины XIX в. очень трудно. Поэтому более подробно эта тема будет проанализирована в разделе, освещающем костюм второй половины XIX—XX в.

На поясе носили кинжал, мешочек с кресалом и трутом, пульницу, коробочку с жиром для смазывания оружия и другие мелочи, нужные воину и путнику. Крестьяне чаще вместо кинжала носили нож в деревянных полуножнах.

Клапрот сообщает о таких поясах и висящих на них предметах у осетин. Узкие ремни с медным пли железным набором обнаружены и в наземных склепах осетин и ингушей. Е. И. Крупное пишет: «Каждый покойник опоясан одним, иногда двумя кожаными поясами с железными пли бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом».

Таким образом, пояса из узкого ремня с пряжками, а в ряде случаев и украшениями из металла, были характерны для всех народов Северного Кавказа и появились, видимо, много ранее XVIII в. Однако наряду с ними бытовали пояса из широкой полосы ткани; (чаще всего из холста, иногда из шелка), о чем сообщают все вышеупомянутые археологи, изучавшие инвентарь наземных склепов в Осетии и Ингушетии. Носили их сложенными в 2—3 раза или скрученными жгутом. Длинный пояс обвивали вокруг талии два раза. Во второй половине XIX в. матерчатые пояса были характерны для мужчин старшего возраста. Если так было и в более ранний период, то их преобладание в склепах объясняется тем, что люди умирают в основном в пожилом возрасте.

Для адыгских пародов, судя по описаниям путешественников, пояса из материи, по-видимому, были мало характерны. Только в феодальной среде встречались дорогие пояса из шелковой ткани, привозившейся из Турции, они надевались одновременно с кожаным ремнем; Судя по изображению в книге И. А. Гюльденштедта, пояс из ткани оборачивался вокруг талии дважды и спускался спереди двумя концами. Старики и муллы также могли носить пояс из ткани. Пояс считался обязательной принадлежностью мужского костюма. Без пояса могли ходить только мальчики и глубокие старики.

Праздничный пояс с металлическим, обычно серебряным набором, кроме пряжки, наконечника и обоймочки, был украшен накладными фигурными бляшками с чернью, гравировкой, иногда позолотой по серебру.

Бляшки были и железные с насечкой оловом, латунью пли золотом. На поясе, особенно спереди, делали подвески-ремешки с металлическими наконечниками и бляшками. По мере того как изменялось оружие и вообще падало его значение, пояс все больше становился украшением. Жирница, отвертка и другие необходимые предметы заменялись их имитацией. Такие пояса получили особое распространение в начале XX в., в основном у молодежи.

Оставаясь обязательной частью мужского костюма, пояс все более приобретал престижное значение. Богато украшенный пояс был гордостью владельца, особенно молодого богатого франта. Металлические наборы для поясов делали у мастеров ювелиров на заказ пли покупали у них готовыми. В этот период мастерами в основном были дагестанцы (лакцы или кубачинцы), работавшие в городах и селениях Северного Кавказа отходниками. Многие из них оседали здесь на длительный период. Немногочисленные мастера из местного населения работали в той же манере, а иногда были учениками дагестанцев.

Праздничные пояса часто переходили из рук в руки в качестве подарка или покупки, поэтому пояс мог свидетельствовать скорее о социальном и имущественном положении своего владельца, чем о его этнической принадлежности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий