3-я часть
Студенецкая Е.Н.
Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX веков
Пояса
Мужские пояса делали из кожи или
ткани. Наиболее распространены были узкие ремни с небольшой металлической
пряжкой, таким же наконечником, с обоймочкой для протягивания конца ремня.
Богатые люди носили пояса, украшенные серебряными пряжками с резьбой и чернью.
Узкие ременные пояса упоминаются во
многих описаниях одежды адыгов и изображены на рисунках. Однако, различать
детали поясов на имеющихся иллюстрациях XVIII — первой половины XIX в. очень трудно.
Поэтому более подробно эта тема будет проанализирована в разделе, освещающем
костюм второй половины XIX—XX в.
На поясе носили кинжал, мешочек с
кресалом и трутом, пульницу, коробочку с жиром для смазывания оружия и другие
мелочи, нужные воину и путнику. Крестьяне чаще вместо кинжала носили нож в деревянных
полуножнах.
Клапрот сообщает о таких поясах и
висящих на них предметах у осетин. Узкие ремни с медным пли железным набором
обнаружены и в наземных склепах осетин и ингушей. Е. И. Крупное пишет: «Каждый
покойник опоясан одним, иногда двумя кожаными поясами с железными пли
бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми
наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом,
кресалом и трутом».
Таким образом, пояса из узкого ремня с
пряжками, а в ряде случаев и украшениями из металла, были характерны для всех
народов Северного Кавказа и появились, видимо, много ранее XVIII в. Однако
наряду с ними бытовали пояса из широкой полосы ткани; (чаще всего из холста,
иногда из шелка), о чем сообщают все вышеупомянутые археологи, изучавшие
инвентарь наземных склепов в Осетии и Ингушетии. Носили их сложенными в 2—3
раза или скрученными жгутом. Длинный пояс обвивали вокруг талии два раза. Во
второй половине XIX в. матерчатые пояса были характерны для мужчин старшего
возраста. Если так было и в более ранний период, то их преобладание в склепах
объясняется тем, что люди умирают в основном в пожилом возрасте.
Для адыгских пародов, судя по описаниям путешественников, пояса из материи, по-видимому, были мало характерны. Только в феодальной среде встречались дорогие пояса из шелковой ткани, привозившейся из Турции, они надевались одновременно с кожаным ремнем; Судя по изображению в книге И. А. Гюльденштедта, пояс из ткани оборачивался вокруг талии дважды и спускался спереди двумя концами. Старики и муллы также могли носить пояс из ткани. Пояс считался обязательной принадлежностью мужского костюма. Без пояса могли ходить только мальчики и глубокие старики.
Праздничный пояс с металлическим,
обычно серебряным набором, кроме пряжки, наконечника и обоймочки, был украшен
накладными фигурными бляшками с чернью, гравировкой, иногда позолотой по
серебру.
Бляшки были и железные с насечкой
оловом, латунью пли золотом. На поясе, особенно спереди, делали подвески-ремешки
с металлическими наконечниками и бляшками. По мере того как изменялось оружие и
вообще падало его значение, пояс все больше становился украшением. Жирница,
отвертка и другие необходимые предметы заменялись их имитацией. Такие пояса
получили особое распространение в начале XX в., в основном у молодежи.
Оставаясь обязательной частью мужского
костюма, пояс все более приобретал престижное значение. Богато украшенный пояс
был гордостью владельца, особенно молодого богатого франта. Металлические
наборы для поясов делали у мастеров ювелиров на заказ пли покупали у них готовыми.
В этот период мастерами в основном были дагестанцы (лакцы или кубачинцы),
работавшие в городах и селениях Северного Кавказа отходниками. Многие из них
оседали здесь на длительный период. Немногочисленные мастера из местного
населения работали в той же манере, а иногда были учениками дагестанцев.
Праздничные пояса часто переходили из
рук в руки в качестве подарка или покупки, поэтому пояс мог свидетельствовать
скорее о социальном и имущественном положении своего владельца, чем о его
этнической принадлежности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий