воскресенье, 14 марта 2021 г.

 

М. Л. Рябцев, Н. Н. Болгов


Готские «федераты» Боспора и готы-федераты Византии на Боспоре

 

Федератами были варвары-поселенцы, размещавшиеся согласно договору (foedus) на приграничных территориях империи и обязанные нести военную службу за деньги или довольствие. Они состояли на учете в списках военного ведомства и имели общего начальника комита федератов. В места жительства федератов назначались офицеры, имевшие звание опциона (optio) и заведовавшие выдачей жалования. По своему этническому составу федераты представляли смешанное население - это были готы, гунны, аланы и другие племена; однако преобладающим элементом были готы. При этом варварам разрешалось исповедовать свою религию. В частности, готам - арианство.

На территории Боспора можно выделить несколько районов, в которых предположительно могли проживать «федераты», основной массив которых в силу исторических причин составляли племена германского круга (преимущественно готы),

оставшиеся на территории региона после походов второй половины III в. и проникавшие сюда рядом волн и в IV-V вв. Это были не имперские, а боспорские «договорники», статус которых в определенной степени должен был быть близок имперскому.

Прокопий называет их энспондой, что этимологически аналогично латинскому foederati.

На наш взгляд, возможность того, что небольшая часть варваров, осевшая на территории Боспора в ходе «готских» войн, вполне могла быть в каких-либо взаимоотношениях с Боспорским государством, достаточно велика. Имея опыт в военной сфере, они могли стать «федератами» Боспора. В материальной культуре они представлены вельбаркскими и частично пшеворскими компонентами. Они немногочисленны, но они присутствуют. Это и дает некоторые основания для предположений подобного рода. Эти группы могли локализоваться в Крымском Приазовье, в Пантикапее. Находки вельбаркского облика есть и в Фанагории.

Важное стратегическое положение крепости на западных границах Боспора и археологический материал свидетельствуют о присутствии на ее территории федератского войска. Для периода V в. попытаемся проследить следы их пребывания в Крымском Приазовье; для V–VI вв. речь пойдет также о «федератах» в столице (позже уже византийской провинции) и на территории Азиатского Боспора (Ильичевское городище, анапо-геленджикское побережье).

Также привлекает внимание профиль большого горшка с зооморфной ручкой и обломки краснолаковой столовой посуды, фрагменты кинжалов.

Как ныне общепринято, основную часть населения анапо-геленжикского побережья позднеантичного периода составляли готы (например, могильник Дюрсо).

Туда же помещает готов и Прокопий Кесарийский. Письменные источники свидетельствуют о присутствии германцев на Северном Кавказе с 50–60-х гг. V в. (хотя Прокопий в духе традиции византийской этнонимии называет их скифами, «живущими тут с древних времен»). Древности готов-тетракситов: могильники Дюрсо, Бжид-1, Мысхако. Украшения бесспорно германского происхождения известны здесь с рубежа IV–V вв. Предполагать, что эти готы могли иметь статус федератов, позволяет факт их локализации у границ Боспорского государства.

Можно говорить о присутствии дружины «федератов», в которую входили готские племена, на территории столицы Боспорского царства – Пантикапея (Боспора).

И.А. Бажан и О.А. Гей предполагают, что многие склепы Госпитальной улицы на г. Митридат (акрополь города) вполне могли принадлежать этой дружине. Черты германского происхождения в данных погребениях прослеживаются. Сама конструкция склепов имеет аналогии с рядом склепов Крымского Приазовья, земляными склепами Китея, склепами у реки Дюрсо, т.е. в целом это черты малоазийских погребальных конструкций.

В первую очередь, это пальчатые фибулы и поясные пряжки, которые могли быть принесены сюда с войсками готов–федератов в составе византийской армии. В конце IV в. в пограничных областях на Среднем Дунае, там, где квартировались германцы-федераты, возник особый тип портупейных поясов. Для него характерны широкие пластинчатые пряжки с противолежащей пластиной и вертикальными накладками по всей длине. Все выполнено из серебра, позолочено и покрыто геометрическим или растительным орнаментом. Способ нанесения узора получил название «кербшнит». Основные детали рисунка изготовлялись в глиняной литейной форме, после чего проходил доработку стальными резцами. Дополняться орнамент мог чернением, рисунком, наносимым горячей смесью серебра, свинца, серы. В V в. данный стиль ювелирной обработки широко распространился по варварскому миру Европы.

Появляются в большем количестве остроготские и гепидские пальчатые фибулы, большие пряжки с прямоугольным и орлиноголовым щитком. На щитках двух пряжек имеются изображения христианских крестов. Изменению подвергаются и элементы женского костюма: появляются золотые треугольные подвески, орлиноголовые пряжки, серьги с витыми кольцами, фибулы типа Удине-Планис.

На территории Азиатского Боспора у основания косы Чушка была основана крепость. Населением данной крепости в этот период были, видимо, полиэтничные федераты.

Это потомки боспорян, готы, сармато-аланы, даже гунны. Находки на городище детских люлек свидетельствует о том, что военные находились здесь вместе с их семьями. Раскопки ведутся с 1964 г. Ядром городища была крепость с сырцово-кирпичными оборонительными стенами на каменных фундаментах. Раскопана большая часть крепости и участки поселения вокруг нее. Открыты части оборонительных стен, башни, ворота, центральная улица с переулком. По восточной и западной сторонам цитадели располагались казармы солдат-наемников. Раскопано 12 помещений середины V – VI в. Они располагались в 2-3 ряда по периметру оборонительных стен.

Между рядами помещений были неширокие переулки. Слой пожарища V в. был вычищен, вынесен на вал, который использовался как мусорная свалка. На отремонтированных помещениях появились новые перекрытия. Ни в керамическом производстве, ни в торговле упадка не отмечается. Дома имели 2 этажа и застекленные окна. Первый этаж обычно был хозяйственным, второй – жилым. Найденные здесь кости верблюда подтверждают сведения Прокопия о караванной торговле.

Коллекция предметов вооружения, обнаруженная в ходе археологических раскопок на Ильичевке, дает представление о воине-всаднике V-VI вв., имевшем при себе лук со стрелами, меч или кинжал у пояса, копье на длинном древке, шлем с султаном. Имел ли воин кольчугу или панцирь, сказать трудно.

Свидетельствует данные находки о том, что среди федератов какая-то часть исповедовала христианство. Автор раскопок на городище Э.Я. Николаева предполагает, что боспоряне и готы были христианами (их было больше, нежели язычников), а гунны и часть алан – язычниками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий