М. Л. Рябцев,
Н. Н. Болгов
Готские «федераты»
Боспора и готы-федераты Византии на Боспоре
Федератами
были варвары-поселенцы, размещавшиеся согласно договору (foedus) на приграничных
территориях империи и обязанные нести военную службу за деньги или довольствие.
Они состояли на учете в списках военного ведомства и имели общего начальника
комита федератов. В места жительства федератов назначались офицеры, имевшие
звание опциона (optio) и заведовавшие выдачей жалования. По своему этническому
составу федераты представляли смешанное население - это были готы, гунны, аланы
и другие племена; однако преобладающим элементом были готы. При этом варварам
разрешалось исповедовать свою религию. В частности, готам - арианство.
На
территории Боспора можно выделить несколько районов, в которых предположительно
могли проживать «федераты», основной массив которых в силу исторических причин
составляли племена германского круга (преимущественно готы),
оставшиеся
на территории региона после походов второй половины III в. и проникавшие сюда
рядом волн и в IV-V вв. Это были не имперские, а боспорские «договорники»,
статус которых в определенной степени должен был быть близок имперскому.
Прокопий называет их энспондой, что этимологически аналогично латинскому foederati.
На наш
взгляд, возможность того, что небольшая часть варваров, осевшая на территории
Боспора в ходе «готских» войн, вполне могла быть в каких-либо взаимоотношениях
с Боспорским государством, достаточно велика. Имея опыт в военной сфере, они
могли стать «федератами» Боспора. В материальной культуре они представлены
вельбаркскими и частично пшеворскими компонентами. Они немногочисленны, но они
присутствуют. Это и дает некоторые основания для предположений подобного рода.
Эти группы могли локализоваться в Крымском Приазовье, в Пантикапее. Находки
вельбаркского облика есть и в Фанагории.
Важное
стратегическое положение крепости на западных границах Боспора и археологический
материал свидетельствуют о присутствии на ее территории федератского войска.
Для периода V в. попытаемся проследить следы их пребывания в Крымском
Приазовье; для V–VI вв. речь пойдет также о «федератах» в столице (позже уже
византийской провинции) и на территории Азиатского Боспора (Ильичевское городище,
анапо-геленджикское побережье).
Также
привлекает внимание профиль большого горшка с зооморфной ручкой и обломки
краснолаковой столовой посуды, фрагменты кинжалов.
Как ныне
общепринято, основную часть населения анапо-геленжикского побережья
позднеантичного периода составляли готы (например, могильник Дюрсо).
Туда же
помещает готов и Прокопий Кесарийский. Письменные источники свидетельствуют о
присутствии германцев на Северном Кавказе с 50–60-х гг. V в. (хотя
Прокопий в духе традиции византийской этнонимии называет их скифами,
«живущими тут с древних времен»). Древности готов-тетракситов: могильники
Дюрсо, Бжид-1, Мысхако. Украшения бесспорно германского происхождения известны
здесь с рубежа IV–V вв. Предполагать, что эти готы могли иметь статус
федератов, позволяет факт их локализации у границ Боспорского государства.
Можно
говорить о присутствии дружины «федератов», в которую входили готские племена,
на территории столицы Боспорского царства – Пантикапея (Боспора).
И.А. Бажан и О.А. Гей предполагают, что многие склепы Госпитальной улицы на г. Митридат (акрополь города) вполне могли принадлежать этой дружине. Черты германского происхождения в данных погребениях прослеживаются. Сама конструкция склепов имеет аналогии с рядом склепов Крымского Приазовья, земляными склепами Китея, склепами у реки Дюрсо, т.е. в целом это черты малоазийских погребальных конструкций.
В первую
очередь, это пальчатые фибулы и поясные пряжки, которые могли быть принесены
сюда с войсками готов–федератов в составе византийской армии. В конце IV в. в
пограничных областях на Среднем Дунае, там, где квартировались германцы-федераты,
возник особый тип портупейных поясов. Для него характерны широкие пластинчатые
пряжки с противолежащей пластиной и вертикальными накладками по всей длине. Все
выполнено из серебра, позолочено и покрыто геометрическим или растительным
орнаментом. Способ нанесения узора получил название «кербшнит». Основные детали
рисунка изготовлялись в глиняной литейной форме, после чего проходил доработку
стальными резцами. Дополняться орнамент мог чернением, рисунком, наносимым
горячей смесью серебра, свинца, серы. В V в. данный стиль ювелирной обработки
широко распространился по варварскому миру Европы.
Появляются
в большем количестве остроготские и гепидские пальчатые фибулы, большие пряжки
с прямоугольным и орлиноголовым щитком. На щитках двух пряжек имеются
изображения христианских крестов. Изменению подвергаются и элементы женского
костюма: появляются золотые треугольные подвески, орлиноголовые пряжки, серьги
с витыми кольцами, фибулы типа Удине-Планис.
На
территории Азиатского Боспора у основания косы Чушка была основана крепость.
Населением данной крепости в этот период были, видимо, полиэтничные федераты.
Это
потомки боспорян, готы, сармато-аланы, даже гунны. Находки на городище детских
люлек свидетельствует о том, что военные находились здесь вместе с их семьями.
Раскопки ведутся с 1964 г. Ядром городища была крепость с сырцово-кирпичными
оборонительными стенами на каменных фундаментах. Раскопана большая часть
крепости и участки поселения вокруг нее. Открыты части оборонительных стен,
башни, ворота, центральная улица с переулком. По восточной и западной сторонам
цитадели располагались казармы солдат-наемников. Раскопано 12 помещений середины
V – VI в. Они располагались в 2-3 ряда по периметру оборонительных стен.
Между
рядами помещений были неширокие переулки. Слой пожарища V в. был вычищен,
вынесен на вал, который использовался как мусорная свалка. На отремонтированных
помещениях появились новые перекрытия. Ни в керамическом производстве, ни в
торговле упадка не отмечается. Дома имели 2 этажа и застекленные окна. Первый этаж
обычно был хозяйственным, второй – жилым. Найденные здесь кости верблюда подтверждают
сведения Прокопия о караванной торговле.
Коллекция
предметов вооружения, обнаруженная в ходе археологических раскопок на
Ильичевке, дает представление о воине-всаднике V-VI вв., имевшем при себе лук
со стрелами, меч или кинжал у пояса, копье на длинном древке, шлем с султаном.
Имел ли воин кольчугу или панцирь, сказать трудно.
Свидетельствует
данные находки о том, что среди федератов какая-то часть исповедовала
христианство. Автор раскопок на городище Э.Я. Николаева предполагает, что боспоряне
и готы были христианами (их было больше, нежели язычников), а гунны и часть
алан – язычниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий