Распопова В. И. Поясной набор Согда
VII-VIII вв.
В раннем средневековье наборный пояс
был характерным атрибутом воина-кочевника степей Евразии. Поэтому изучение
наборного пояса у согдийцев — народа с древней земледельческой культурой —
связывается с более общей проблемой взаимоотношений культур осёдлых и кочевых
народов.
Но, учитывая, что в слой городища эти
вещи попадали случайно — когда они терялись или ломались, — можно сделать вывод
о широком распространении наборных поясов у согдийцев. Наборные пояса часто
изображаются и в живописи.
Известно, что наборные пояса в VI-IX
вв. были распространены на огромной территории: от Японии — на востоке — до
Венгрии — на западе. Однако прямые аналогии согдийскому поясному набору имеются
только в материалах из погребений VII-IX вв. тюркских народов Сибири,
Центральной Азии и Семиречья.
Таким образом, мы видим, что части
поясного набора из Согда, Семиречья и Сибири очень близки между собой, а в ряде
случаев тождественны. Исследователи обычно отмечают близость поясного набора,
конской сбруи, оружия и украшений на всей территории степей Евразии. Действительно,
наблюдается большое сходство, но выявляются и различия — так, для степей
юго-восточной Европы VII-VIII вв. характерны наременные бляшки и наконечники
других форм, чем для Сибири и Средней Азии.
Так, маленькие сердцевидные и
фестончатые бляшки с вырезом на широкой стороне окаймляли отверстия для язычка
пряжки и укреплялись на суженном конце ремня. К бляшке с крестовидным вырезом
снизу прикреплялось кольцо, к которому подвешивались различные предметы. Бляшки
прямоугольные и полукруглые с прорезью также служили для подвешивания.
Расположение предметов на поясах близко к расположению их на каменных
изваяниях. Живопись и археологические материалы позволяют наметить несколько
вариантов согдийских наборных поясов. Богатые пояса, видимо, были украшены
жемчугом или драгоценными камнями.
Бронзовая пряжка с неподвижным щитком,
имеющим округлый, с острым выступом посредине конец, с подвижным железным
язычком,бронзовая ажурная бляшка с изображением крылатого мифического
животного, обрамлённая по краю перлами. Животное напоминает крылатого льва.
Массовое распространение наборных
поясов в Согде относится к концу VII-VIII в.
Знатные всадники в тяжёлом вооружении,
изображённые на пенджикентских фресках, имеют два наборных пояса, узкое
изогнутое налучье со спущенными луками, подвешенный на двух ремнях колчан,
расширяющийся книзу. Меч подвешен наклонно на двух ремнях. Кинжал всегда висит
параллельно поясу. Ноги пенджикентских всадников всегда вдеты в стремена.
Особое значение в указанное время
придавалось наборным поясам. Золотой пояс был признаком сословной
принадлежности среднеазиатской знати. Отношение к поясу как к знаку отличия
вообще характерно для этой эпохи. Прокопий Кесарийский (VI в.) сообщает: «В
Персии не позволено никому носить ни перстня золотого, ни пояса, ни пряжки, ни
чего-либо подобного, если это не пожаловано царём».
Как показывают рунические эпитафии,
материал, число и форма поясных украшений служили знаком отличия: «...Так как у
вас было счастье («вам везло»), (памятник вам) водрузили. На поясе луновидную
пряжку мы устроили».
«Так как у него была доблесть, то у
своего хана мой бег, Аза тутук, достиг пряжки (чиновного пояса)». На другом
памятнике: «Моя геройская доблесть. Мой пояс с сорока двумя (чиновными)
пряжками — украшениями!».
Развитие поясных наборов трудно
связывать с традициями отдельных народов.
Конец VII-VIII вв. был рубежом смены
поясных наборов на всей территории степей. Новые формы появляются вполне
сформировавшимися и стандартизированными. Выделяются три основных ареала
распространения поясных наборов: Паннония — Аварское государство, Юго-Восточная
Европа — Хазарский каганат, Центральная и Средняя Азия — возродившиеся к концу
VII в. тюркские государства.
Для конца VI — начала VII в. гораздо
труднее проследить локальные отличия между поясными и сбруйными наборами
Сибири, Средней Азии и Восточной Европы. Может быть, это единство можно
объяснить возникновением в середине VI в. тюркской мировой державы. В VII в.
единство распадается почти одновременно с разгромом тюркского государства
китайцами.
Для конца VII-VIII вв. поясные наборы
Сибири, Семиречья и Согда выделяются в обособленную группу. В VII-VIII вв.
новые типы поясных наборов западных и восточных тюрков и их вассалов были
близки между собой, но отличались от поясных наборов подданных хазарского
кагана. По-видимому, быстрые изменения поясных наборов теснее связаны с
судьбами государственных объединений, чем с судьбами отдельных племён.
Так, на рельефах Таки-Бустана
сасанидский царь Хосров II в сцене инвеституры запечатлён в традиционном
царском костюме, но тот же царь на нижнем рельефе имеет вооружение
кочевническо-среднеазиатского типа: два пояса, расширяющийся книзу колчан, узкое
налучье на левом боку. В сценах охоты на кабанов на боковом рельефе на Хосрове
II надет наборный пояс с круглыми бляшками и подвесками, имеющими скруглённый
конец.
Изображения наборных поясов
сохранились в Самарре — центре Аббасидского халифата IX в., где находились
казармы тюркской гвардии. В XI в. наборный пояс был знаком различия в войсках и
при дворе Газневидов, но и в это время употребление золотых поясов связывалось
с тюркским обычаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий