среда, 22 января 2020 г.



1-я часть
Жигайлов Алексей Николаевич
Забытая христианская цивилизция

Все крупнейшие города, все аулы, станицы и хутора Северного Кавказа однажды превратились в регион моего повышенного интереса. Тридцать лет назад Агентство печати Новости (АПН) открыло в городе Краснодаре свое отделение. Как его пресс-фотограф, я повсюду тогда искал иллюстрированные новости, публиковал их в газетах и журналах 110 зарубежных стран.
Но свое главное сообщение я назвал: «Сельский учитель находит город», который был обнаружен в окрестностях станицы Передовой Отрадненского района. Историк, директор школы хутора Ильич Михаил Николаевич Ложкин первым сумел разглядеть алтарь заброшенной христианской церкви в камнях, громоздившихся на отгонных пастбищах у Летней поляны. Он вызвал к месту находки археологов из Краснодара. Экспедицию возглавил профессор Никита Владимирович Анфимов. Так было открыто крупное христианское поселение древней Алании — Ильичевское городище.
Историки явили из-под земли фундаменты и алтари восьми православных храмов. Среди находок были кованые железные кресты, византийские золотая и серебряные монгольские монеты, каменный крест с надписью «НИКА», прекрасная резьба по камню.
Позже выяснилось, что в этих местах проповедовал Святой Апостол Андрей Первозванный. Во время хазарского похода в 860 году проходили святые Кирилл и Мефодий.
Речка моего детства называлась Аргош. Она делит станицу Передовую на две части. Там, где жила моя мать, вечно шумела казачья мельница. Под ее водопадом мы купались, ловили пескарей и радужную форель. Исток ее начинается в глубоком карстовом озере. Вокруг него у древней караванной дороги, идущей с Тамани по берегам Кубани и Большой Лабы, через верховья Тегиней, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, через Теберду к Марухскому и Клухорскому перевалам, размещалась крупная торговая фактория. Ее организовали древние греки. У речки Аргош еще в 60-е годы XX столетия находилось поселение греков, и их молодежь училась в Передовской средней школе. Караванный путь спускался к станице Исправной и через природный каменный мост на реке Большой Зеленчук продолжался к Кавказским горам. Поблизости были военные укрепления. Они занимали стратегически важные возвышения и холмы — Большой и Малый пикеты, Черсковы скалы, Караваевское нагорье, горы Лысую, Можневку, Заставу, Заслонку, Столики, укрепления на Куве, размещались на Первой и Второй Сухой балке. Гирляндами, день за днем, вокруг них формировались крупные поселения древних людей в урочище Куньша на Тегинях, по Урупу, у речки Кяфар за станицей Сторожевой, в Нижнем Архызе и на Церковной Поляне, у Большого Зеленчука, в Хумаре на Кубани, в Сентах на Нижней Теберде, в Домбае. Каждое городище Алании к моменту принятия христианства в 916-925 годах насчитывало десятки тысяч людей.
Специалисты считают, что Ильичевский город имел около 20 храмов. Древние поселения над Урупом у балки Гамовской окружены со всех сторон глубокими ущельями и каньонами. В непогоду седые тучи наползают на скалы. Рождается ощущение былинной таинственности. В осетинском эпосе это место называется небесной твердыней — Уарп-Фидар (Урупская цитадель). У самых облаков жили царь гор Уарп, его царица — Асхин. В многочисленных пещерах постоянно обитал святой Уастаржи — Святой Георгий, избранный всеми христианами Северного Кавказа первым среди Святых Божьих угодников. Здесь же, у большого родника, питавшего целебной влагой животных и людей, всегда любили собираться горные великаны — нарты. Общаясь, они набирались сил. Отсюда уходили в любимые уголки Кавказа...
В девятом веке на Ильичевском городище начал возводить (единственную пока в России) базилику. Под ее крышей у колонн размещалось два престола. Археологи раскопали внутри храма христианское захоронение восьмого века особо важной персоны: то ли царя, то ли высшего духовного лица. К сожалению, в древности оно было разграблено.
Размышляя, как рождались христианские центры, надо вспомнить первых учеников Иисуса Христа. По его примеру они безбоязненно шли в логово язычников. Среди них творили божественные чудеса Андрей Первозванный (рыбак с Гениссаретского озера в Святых землях). Он выделялся среди всех апостолов тем, что освящал и благословлял в первую очередь землю, на которой сами люди будут позже возводить храмы и свое жилье. Общеизвестно, что Первоученик заложил основы христианства на Северном Кавказе.
В хрониках грузинского царя Вахтанга Пятого указывается, что Апостол Андрей Первозванный посещал кавказские страны в сороковые годы от Рождества Христова.
Иерусалимский иеромонах Епифаний в девятом веке собственными ногами повторил походы Первозванного. На месте проповедей Андрея собрал многие сведения, которые помнили народы. Монах подтвердил особую привязанность Первоученика к Кавказу. Первозванный с учениками посещал Абхазию, Иверию, Сванетию, Аланию. На севере Кавказских гор облюбовал Фостофор. Спускался от него к Черному морю. В абхазском городе Севастополисе (ныне город Сухуми) проповедовал заповеди Христа. Восточным берегом Черного моря шел на север, направляясь на Тамань, в Херсонес. к Киевским горам, на Валдай...
В каких местах Северного Кавказа находился древний город Фостофор? Как в те далекие времена называли столицу Алании? Каждое из четырех поселений — Куньшинское, Урупское, Нижне-Архызское и Хумаринское городища — могут претендовать на ее звание. У каждого достаточно доказательств. Каждое из них могло называться Фостофором.
Ведь было сказано, что Андрей Первозванный отсюда спускался к морю. Кратчайшая тропа к морской воде была в первую очередь в верховьях Малого Зеленчука и Теберды. Это Клухорский и Марухский (Сухумский) перевалы. Только поблизости от вершин этих гор сохранились до наших дней пять древнейших в России храмов: Сентинский — на Теберде, храм Святого Георгия на Кубани, Северный, Средний и Южный храмы — на Большом Зеленчуке. Более тысячи лет их стены и перекрытия противостоят разрушительным силам времени.


(продолжение следует)

журнал «Родная Кубань»
2002 год
№ 4
стр. 6-11

Комментариев нет:

Отправить комментарий