Жигайлов Алексей Николаевич
2-я часть
Жигайлов Алексей Николаевич
Забытая христианская цивилизция
Отрадненский журналист Станислав Филиппов, ссылаясь на другие источники, пишет: «Согласно сказаниям церковных летописцев по Вознесении Иисуса Христа Святые Апостолы Андрей Первозванный, Матфей, Симон Канонит пошли проповедовать Святое Евангелие в кавказские страны. Симон, претерпев множество обид и гонений, принял мученическую смерть от противника Христа грузинского царя Аверксия: был распят на кресте и похоронен на месте, где позже воздвигли Ново-Афинский Симоно-Кнонитский монастырь. Матфей остался проповедовать в горной Сванетии.
А Святой Андрей Первозванный, перевалил главный Кавказский хребет, пошел в Аланию. Через несколько дней он мог быть в описываемых нами местах. Камни, из которых сложены стены Ильичевского городища, могут хранить тепло его ног и звуки проповедных речей».
Ильичевское городище наглядно демонстрирует возможности древних кавказцев. С севера на юг это крупное поселение охраняли неприступные скалы и непроходимые осыпи. С других сторон были сооружены человеческими руками рвы глубиною до пяти метров и шириною в десять метров, многометровые крепостные стены, на возвышениях — сторожевые башни. Чередовались семь линий обороны. Стояли также фланговые небольшие охранные посты. Они несли караульную службу: первыми поднимали тревогу, если появлялся враг. Такие фортификационные сооружения говорят о том, что в Уара-Фидаре жили люди власти — князья, церковные иерархи, дворянская знать. Если не они, тогда зачем такие мощные укрепления? С военно-стратегической точки зрения именно здесь была столица Западной Алании. Ближайшие, недоступные неприятелю пещеры жители всегда считали своим вторым домом. Свободно укрывались в них при смертельной опасности. Использовали в ритуальных целях каменные карманы и углубления. Хоронили в них своих умерших родственников. Использовали шелковые ткани, привезенные купцами из Китая. Самарканда, Византии, Сирии. Археологические раскопки наших дней позволили современным ученым точно определить маршруты Великого шелкового пути. На Большой Лабе и Урупе он был известен с шестого века.
По древним караванным дорогам поднимались купцы на кавказские перевалы, шли к Черному морю. Еще во время проповедей Андрея Первозванного в любимом им городе Себастополисе насчитывалось 300 толмачей-переводчиков для торговых дел.
Горными дорогами вместе с караванами шли христианские миссионеры. В пятом веке в Иверию (Грузию) пришли из восточной провинции Византийской империи, Сирии, священнослужители Давид и Стефан. Они перевели на грузинский язык Новый Завет — Евангелие. До X века лучшего перевода не было. В середине шестого века сюда пришли тринадцать отцов сирийских. Двое из них, Антонио и Шио, были на Северном Кавказе. Это подтверждается находками многочисленных нательных крестов. В огородах хутора Ильич до сих пор колхозницы тяпками выкапывают христианские изделия шестого века. Михаил Николаевич Ложкин передал в Отрадненский музей четыре находки. А в личной коллекции учителя и историка С. Д. Мастепанова их было шестнадцать. Все они были найдены в древней крепости Хумара. Очевидно, что гора под Карачаевском, на которой стоит храм Святого Георгия, носит сирийское название.
В 1971 году ленинградский археолог А. О. Гадло посетил М. Н. Ложкина. На Серкином шпиле у хутора Ильич они зачистили руины архитектурного сооружения. Есть мнение, что был открыт еще один христианский храм, но уже сирийского архитектурного образа. Рядом с ним находится христианское кладбище. В 2001 году отряд кубанского археолога И. В. Цокура обнаружил здесь четыре христианских храма. Аналогичные памятники истории в других местах Кавказа относятся к шестому веку. Жительницы хутора Ильич утверждают, что в глубоких пещерах видели деревянные строения. Шио и Антоний более всего проявили свою деятельность в местах, где изобилуют пещеры. Как видим, для историков непочатый край работы.
(продолжение следует)
журнал «Родная Кубань»
2002 год
№ 4
стр. 6-11
Комментариев нет:
Отправить комментарий