Куек Марьет Гиссовна
Средневековый художественный металл адыгов Х-ХVІ вв.
Москва, 2009
Анализ произведений металлопластики позволил выявить характерные признаки художественного стиля касожского периода. Это:
— художественные приемы изображения человека — длинное туловище, короткие ноги, широкие плечи, длинное лицо с соединенными
бровями, носом и усами; — сюжетно-тематическая основа касожского искусства основана на мировоззрении и мифологии адыгов. Как мы уже отмечали, в изображениях всадников в рамках подразумеваются не просто «странствующие рыцари» (адыг. «шыузакъо»), а обожествленный герой нартского эпоса Саусэрыкъо или ЗекIотхь — покровитель воинов и путников; — многочисленные образы животных также являются отражением мифологических и культовых символов.
Отличительным признаком является золочение серебряной пластины в майкопской и меотской культурах, золочение бронзовых изделий в касожской культуре.
В касожской металлопластике фактически нет ни одного антропоморфного и анималистического изображения в статичном положении: животные в соответствии с принципами меото-скифского звериного стиля изображаются с головой, повернутой в обратную движению или положению тела сторону; крылья птицы распростерты во взмахе, перья ритмически расчерчены, хвосты распущены. Характерно, что подавляющее большинство зверей и людей в касожском художественном металле изображаются в движении слева направо.
Основными техническими приемами исполнения художественных изделий являются литье, канфарение фона, контурно-пуантильная техника рисунка, гравировка, обрамление изображений «жемчужником», ложная зернь, золочение серебряной и бронзовой пластины, отдельных деталей и частей изображения.
Художественные средства в конце касожского периода изменяются, бронза с позолотой заменяется серебром с чернью.
Средневековый художественный металл адыгов Х-ХVІ вв.
Москва, 2009
Анализ произведений металлопластики позволил выявить характерные признаки художественного стиля касожского периода. Это:
— художественные приемы изображения человека — длинное туловище, короткие ноги, широкие плечи, длинное лицо с соединенными
бровями, носом и усами; — сюжетно-тематическая основа касожского искусства основана на мировоззрении и мифологии адыгов. Как мы уже отмечали, в изображениях всадников в рамках подразумеваются не просто «странствующие рыцари» (адыг. «шыузакъо»), а обожествленный герой нартского эпоса Саусэрыкъо или ЗекIотхь — покровитель воинов и путников; — многочисленные образы животных также являются отражением мифологических и культовых символов.
Отличительным признаком является золочение серебряной пластины в майкопской и меотской культурах, золочение бронзовых изделий в касожской культуре.
В касожской металлопластике фактически нет ни одного антропоморфного и анималистического изображения в статичном положении: животные в соответствии с принципами меото-скифского звериного стиля изображаются с головой, повернутой в обратную движению или положению тела сторону; крылья птицы распростерты во взмахе, перья ритмически расчерчены, хвосты распущены. Характерно, что подавляющее большинство зверей и людей в касожском художественном металле изображаются в движении слева направо.
Основными техническими приемами исполнения художественных изделий являются литье, канфарение фона, контурно-пуантильная техника рисунка, гравировка, обрамление изображений «жемчужником», ложная зернь, золочение серебряной и бронзовой пластины, отдельных деталей и частей изображения.
Художественные средства в конце касожского периода изменяются, бронза с позолотой заменяется серебром с чернью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий