суббота, 4 января 2020 г.


ПРО КУБРАТА

В начале 7 века в степи хозяйничал аварский каган Баян.
Уникальный случай, имея небольшое собственное аварское войско, Баян сумел объединить болгар, славян, гуннов в Орду и диктовать свою власть огромной Византии, между делом совершая набеги на пограничье. Но не все коту масленица, империя воюет с персами, Баян решает использовать ситуацию и пограбить беззащитную Византию. Но в 626г. Византия наносит ему страшное поражение под Константинополем. Со славой Баяна покончено, Аварский каганат зашатался, Кубрат решил объявить независимость кубанских степняков. Имея в друзьях Византию, обладая сильным войском, он поставил на свою Великую Булгарию (632-671гг.) и выиграл.
В 629г. Тюркский каганат распался на две части: восточную и западную. Сразу же после этих событий Кубрат подчинил своей власти сувар (северо-восточный Кавказ) и провозгласил Булгарию единым государством. В 648г. Кубрат разбивает 20-тысячное арабское войско Абд-ел-Рахмани (летопись ат-Табри) на территории современного Дагестана.
В перещепинском кладе, это захоронение Кубрата, была найдена церковная утварь и печати с крестом. Однако нет никаких свидетельств того, что христианство получило широкое распространение среди болгар. Его внук хан Тервел также, вероятно, был христианином. Внук его тот еще тип. Зашел летом 705 г. с булгарским войском в Константинополь и вернул на трон императора Юстиниана, преследуемого ромеями и хазарами. На печати Тервела начала 8 века есть изображение всадника, убивающего животное в ногах лошади.
Тут можно добавить, что вины степняков в слабом распространении христианства нет. В первые века христианство металось, после каждого собора меняя идеологию, то борясь с иконами, то не признавая божественную природу Иисуса.

Для степняка культ Тенгри был проще, понятнее. Плюс византийские императоры регулярно подставляли и стравливали между собой степняков, подкупали вождей и провоцировали междоусобицы, обязательства по выплатам за войско часто не выполняли в полном объеме.
Понять отношения степи и Византии легко на примере Польши и казачества. Во время войны поляки осыпали казаков золотом и привилегиями, а после войны относились как к холопам. Захваченных пленных болгар императоры показывали в Константинополе на ипподроме, а затем отсылал в византийское войско в Армению. Дружба Ираклия и Кубрата – редкое исключение из правила. Справедливости ради отметим, что Кубрат не первый крещеный булгар.
В 528г. гуннский (читай болгарский) хан Грод крестился в Константинополе и вернулся на Боспор в качестве федерата и правителя. В 619 г. для укрепления союза с Византией Бу-Юрган с частью булгар принял православное христианство в греческом городе Херсонесе (Корсуни), который булгары называли Кряшен.
Еще на первом вселенском соборе в Константинополе в 325 г. присутствовал епископ Боспора Кадм. В боспорском некрополе известен ряд христианских погребений, из которых древнейшее с надгробием Евтропия датируется 304 г.
Христианами же были и готы-тетракситы – соседи и союзники гуннов. Известно о существовании готского епископа Унилы на рубеже IV-V вв. Судя по подписи епископа Иоанна под определениями Константинопольского собора 519 г., епископская кафедра существовала в Фанагории.
В сирийской хронике Захария Ритора сохранился любопытный рассказ о том, как семь священнослужителей с армянином Кардостом во главе проникли через горы в страну гуннов, окрестили и обучили многих гуннов. Больше того, как утверждает этот автор, они «выпустили там писание на гуннском (читай болгарском) языке», т. е. создали гуннскую письменность и, по-видимому, сделали переводы на гуннский язык церковных книг. Кардост оставался у гуннов 14 лет и был сменен другим армянским епископом Макаром, который завел посевы и построил кирпичную церковь времен 530гг. В 548г. видим епархию и храмы у христиан абхазов в Никопсии.
Жрецов булгары называли колобрами, в болгарском оригинале колобыр или колобарами. Предполагается, что колобр дословно означает на протобулгарском – маг, волшебник или священник. Привет нынешним бакалаврам.
Пример Ираклия и Кубрата показывает, что крепкий союз двух систем взаимовыгоден и перспективен. Степняку нужны продукты земледельческого труда, а взамен империя получает надежную военную силу, не связанную интригами, родством и претензиями местной военной элиты. При раскопках в Киеве обнаружены медальоны федератов Византии, эхо Великой Булгарии.
Кубрат и после смерти Ираклия оказывал помощь его детям и супруге Мартине.
По известной легенде, Кубрат велел принести пучок веток и предложил своим сыновьям сломать его, но ни один из них не смог сделать. Тогда Кубрат разобрал пучок и предложил сломать его по одной веточке. У них это легко получилось. Так степняк хотел показать сыновьям, что если они будут держаться вместе, то их никто не победит.
Государство Кубрата не знало ни одного военного поражения. Кубрат с 40-тысячным бунчужным конным войском погромил персов, степняку все равно кого громить, была бы слава и добыча. А тут еще и премия золотом из Византии. Часть этой премии и добычи вы можете увидеть сегодня в Эрмитаже, но об этом позже.
В армянских источниках 7 века есть запись о романтической кочевой легенде: когда Кубрат сидел рядом со своим сыном, Аспарухом, перед ним пронесся табун лошадей, заполнив степь топотом копыт. Кубрат сидел, смотрел, слушал, и сказал своему сыну: «Вот первая песнь, которую слышит человек. Слышит он ее, еще находясь в утробе матери. Как же схож с биением сердца топот лошадиных копыт».
Мы знаем, что Кубрат был левшой, золотой меч из полтавского клада выкован как раз для левши. Хотя некоторые ученые утверждают о том, что меч был просто расположен лезвием вверх в ножнах, кавалерийская тема. Армянские хроники называют наших булгар разбойниками, живущими разбоем и ограблением соседей.
Северные границы Кубанской Булгарии – город Киев, он же Самбатас и Кий. Там еще с 375г., после разгрома готов, была стоянка болгар. Брата Кубрата, стоявшего с войском на Днепре, звали Шамбат, отсюда название. Из крупных городов добавим Балтавар (Полтаву), названая в честь хана Кубрата остров Хортица (таможня, т.е. ставка Кубрата – Курдизе – Хордизе – Хортица), развалины крепостей в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Шамбат в 623г. ходил с войском на авар: он присоединил к своим владениям обширные территории, принадлежавшие аварам, и объявил о создании собственного государства под названием Дулоба (область рода Дуло), которое славяне называли Дулеба. Кубрат потребовал от брата вернуться в лоно Великой Болгарии, но Шамбат отверг это требование, за что получил прозвище Кый, т.е. «отделившийся». Дулоба как отдельное государство просуществовало с 623 по 658 года.
Отличительной чертой внешности болгар были чубы. Иногда чубы свисали как у запорожцев, иногда заплетались в косички. В книге Олжаса Сулейменова «Язык письма» чубы являются символом благородства степняка, рыцарским знаком, вместе с булавой и красным цветом.
Чубы были у киданей, у кипчаков, у маньчжуров. После завоевания Китая маньчжурами в 1644 году правительство маньчжурской династии Цин обязало все мужское население страны заплетать маньчжурские косы в знак покорности завоевателям.
Маньчжурские косы были отменены только после свержения маньчжурского режима китайцами в ходе Синьхайской революции 1912 года. Видите, бедных китайцев 260 лет заставляли носить чубы, но зачем это земледельцу нужно. В Хазарии встречались даже шлемы и железные маски с выпуклостью под чуб, явно болгарского происхождения.
Плетнева С.А. и Артамонов М.И. подтверждают существование чубов в Хазарии.
Знаковым обычаем было ежегодное собрание всех боеспособных мужчин в дни весеннего равноденствия (читай после Пасхи). Проводились состязания по фехтованию, борьба, конные игры, рубка лозы, даже песенные и стихотворные конкурсы. Главное тут, что войско обновлялось, за год ситуация менялась, кто-то повзрослел, возмужал. А кто-то заболел или умер. Кто-то набрал славы и подвигов.
Все учитывалось, не было свадебных генералов и полковников без полков, не было бумажных сотен и декоративных наград. Максимальная боеспособность и учет возможностей каждого воина – залог великих побед степняков. Проверялись навыки, оружие, кони. Лучших воинов замечали и повышали.
Деньги и имущество не играли большой роли для степняка, золотые и серебряные монеты, добытые в бою, переплавлялись на украшения оружия, ремня, конской сбруи. Из монет делали монисты, серьги и браслеты женщинам. Только слава и личный опыт определяли положение воина в Орде.
Сельскохозяйственная работа на земле и торговля не очень ценились и считались уделом людей низшего сорта. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий