ПРО КУБРАТА
Основным занятием в свободное от войны время было скотоводство, разводили овец, быков, коз. Любили охоту, в кубанской степи водились стада оленей, косуль. Добывали кабана, зайца, рыбу, птицу. Домашнее хозяйство лежало на женщине.
У кубанских булгар было несколько видов жилищ, полуземлянки и юрты. Юрту собирали из деревянного каркаса и накрывали войлоком, который сами же и изготавливали из шерсти овец. Юрту можно было перевозить с места на место, в разобранном виде, на лошадях или арбах. Полуземлянки-хаты изготавливали из прутьев, обмазанных глиной. Хата немного углублялась в землю, таким образом, использовали земное тепло холодной зимой. Крыли камышом и соломой. Слово «хата» древнеиранское, досталось нам в наследство от булгарских степняков.
При обработке земли использовали плуг, сеяли просо, немного пшеницу и ячмень. Мололи на ручных мельницах. Выращивали дыни, виноград, арбузы, разводили сады. Знали виноделие. В Эрмитаже видим золотые чарки Кубрата. Рыли ирригационные каналы.
Возможно, что река Протока – канал, вырытый степняками для сброса лишней воды в половодье. Кузнечное дело на северном Кавказе имеет древние корни, скажем, что технологии обработки железа здесь появились раньше, чем в Римской империи.
Наши степняки воевали с железными саблями, наконечниками стрел и пик, кольчугами и стременами. Знали гончарный круг и токарные инструменты, были хорошими резчиками по кости, изготовляли ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева.
Тамга древних кубанцев – это эмблема рода Дуло. Тамгой скрепляли договора, таможенные и охранные грамоты, клеймили скот. Слово таможня производное от тамги.
Тотем волка использовался во время войн и защиты от врагов своей родной земли. Волки на знамени Шкуро А.Г. не просто так появились, у них общая северокавказская легендарная история. Во всё остальное время над стягами устанавливался тотем мира и созидания – небесный олень. Ритуальный шест с цветной материей (кар. – балк. кьурукь) превращается в хоругвь, то есть знамя-оберег, символ силы войска.
В 7 веке не было радиостанций и телефонов, в маневренном степном бою управление поддерживалось через высокие бунчуки, хоругви. Воины знали, что вождь жив, где он находится, а вождь контролировал по хоругвям, бунчукам распределение войска в битве.
Другим известным булгарским символом была солярная символика, которую булгары называли «субаш».
Солярный знак – субаш сначала был символом плодотворной силы и охранительным знаком алпа-духа, позже – символом земного семейного и вообще человеческого счастья. Он обязательно вышивался булгарками на длинных свадебных полотенцах.
Ткали из лена, конопли, шерсти. Носили рубахи, бешметы, башлыки, шаровары, кожаные сапожки, чувяки, чуни, меховые безрукавки. Цвет одежды зависел от положения в обществе. Вожди носили одежду белого цвета. Воинам полагался красный цвет. Даже чувяки (черк. цуакъэ), степные мокасины, были красного цвета. Сегодняшние красные бешмет и шлык папах – эхо степной орды.
У Студенецкой Е.Н. читаем, что колчаны, налучники, боевые рукавицы часто также делали из красной кожи или сафьяна, особенно для знатных воинов. На одежду нашивались красные узоры. Черкеска (цей, чоха, чекпен, чекмень) в Хазарии являлась основной одеждой. В склепах «города мертвых» у осетинского селения Даргавс В. X. Тменов обнаружил черкески со стоячим воротником и без газырниц, без открытой груди, но такие же по форме, что и сегодня. Красные мокасины джигитующей молодежи – эхо законов Великой степи.
Зимой и летом носили меховые шапки и войлочные колпаки. Женский костюм состоял из рубахи, шаровар, чекменя, но вместо камзола они часто надевали безрукавку. В 7 веке уже был калым.
В полуземлянках располагались очаги, во дворе стоял тандыр. Остатки тандыров обнаружены при раскопках на Тамани.
В летнее время года в пищу употреблялись в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладали мучные и мясные блюда. Баранина считалась целебным мясом.
В степи экономили дрова и кизяк, поэтому мясо не сильно проваривалось. Кроме того, в недоваренном мясе оставалось больше витаминов. В фильме «хан Аспарух» видим, как гости на пиру руками едят отварную баранину, макая ее в соленую воду. На Кавказе вместо соленой воды подают бульон с чесноком и жареным луком. Ели из деревянной и глиняной посуды. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным.
Выращивали просо. Почему же просо? Много достоинств у злака. Большие урожаи, засухостойкость, растет на сухих и засоленных грунтах. Урожайность 14-17 центнеров с гектара. Просо в Закавказье выращивают уже 7 тыс. лет. Мелкое зерно – не нужно перемалывать и оно быстро отваривается, то есть экономия времени и дров, а в степи дрова ценили. Зелень и солома просо идет на корм скоту. Пшено и мясо ели руками. Сахара совсем не было.
Из сладкого доступные были: мед, ягоды, изюм, сухофрукты, пастила, бекмес и нардек. Воду пили из речек, ручьев, озер или колодцев. Собирали дикий лук, ревень, щавель, тмин, чабрец, донник, мяту. Терн добавляли в мясные блюда, варили с терна компот. У степи растет множество разных трав, богатых витаминами и микроэлементами. Кочевник знал, какие травы сорвать для какого блюда. Рыбу, которая водилась во множестве в кубанских речках, жарили на углях. Вялили и сушили. Икру добавляли в пшенную кашу.
Вся кухня была приспособлена для походной кочевой жизни. Ценились продукты долгого хранения. Мясо сушили, вялили. Заготовляли сушеные сухофрукты и сушеные ягоды, сушеные злаки, мед, подсоленное сливочное масло. Сыр-курт заготовляли в твердом виде с солью. Конину, баранину и сухой сыр вы можете попробовать на Кубани в магазинах
«Островок Казахстана». Соусы и подливы для мяса делали на основе молочных продуктов. Любили галушки, крошили тесто во множество разных по составу блюд.
Ели сидя на полу, строго по старшинству, вместо ложек и тарелок использовали кусок лаваша. Перед едой обязательно мыли руки. Не забывайте, что кукуруза, помидоры, картофель, тыква появились только после открытия Америки, в древней кубанской степи их не знали.
В некоторых могилах встречаются остатки седел. Передняя лука этого седла вырезана из целого куска дерева и имеет дугообразную форму, задняя – круглая. Специальными отверстиями в середине и концах эти луки ремнями скреплялись с седлом. В таком седле удобно поворачиваться, стрелять из лука назад, рубить саблей в стороны.
Хоронили на спине, в вытянутом положении, головой на север или запад. Клали в яму глиняный горшок с мясом, оружие, голову и ноги коня.
Существовал, мягко говоря, необычный обычай деформации черепа. С детства человеку перевязывали и пережимали голову так, чтобы череп максимально удлинялся. Считалось, человек с удлиненным черепом обладает магическими свойствами. Удлиняли черепа ирано-язычные племена по всей Азии с глубокой древности. Самый знаменитый персонаж в истории с деформацией – Нефертити.
В 1912г. пастухами около Полтавы был найден клад. Всего разных предметов на 25 килограмм золота и 50 килограмм серебра. Питерские археологи собрали у населения максимум найденных вещей, заплатив им 61 тысячу дореволюционных рублей. Сегодня клад выставляется в Эрмитаже. Среди ценностей золотой перстень с надписью Кубрат, золотые: рукоять меча, ножей, насечки ремня, сбруя коня, церковная и кухонная утварь. Клад определяется как захоронение хана Кубрата. Под Полтавой была летняя ставка Кубанской Булгарии. Понятно, что клад составлял только часть казны КБ. Монеты и украшения дают информацию о походах и торговых связях булгар, выпущена иллюстрированная книга о кладе.
Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве булгарские племена и противостоять опасности. С 665г. его место наследует старший сын Батбаян (умер в 690г.). Начинается междоусобица Батбаяна с Аспарухом. Батбаян с помощью хазар разбивает младшего брата, но с 672 г. попадает в зависимость от хазар.
Таким образом, он был независимым правителем всего 3 года – с 668 по 671 годы. Аспарух со стотысячной Ордой, преследуемый хазарами, откочевывает на Дунай, где основал Дунайскую Булгарию, смешавшись со славянами, разбил в 681г. римские войска императора Константина ІV при Онгале.
Батбаян остается номинальным хозяином Черной Булгарии, но в составе Хазарии. Ведет с Аспарухом войну за Днепр, в одной из стычек Аспарух погиб, его могила найдена в Запорожье. С 10-тыс. войском хан Альцек мигрировал в Аварский каганат. В 631 году он попытался овладеть каганским троном, но проиграл, болгары были разбиты и кочевали по землям франков, в Австрии.
Затем Альцек со своей частью булгарского народа ушел к лангобардам в северную Италию. Кубер с войском перекочевал на Балканы (Македония).
* * *
* * *
Орда Котрага перешла на верховья Волги и основала Волжскую Булгарию, смешалась там с местными племенами. Когда в двадцатых годах 9 века Хазарская верхушка приняла иудаизм, началась гражданская война, черные булгары во главе с Урус Агар Айдаром (815-855) вместе с венграми, дунайскими булгарами и печенегами воевали с Хазарией. Венгры кочевали тогда между Доном и Днепром. Лебедий – область расселения венгров на Днепре 820-889гг. В 830г. Хазария разбивает черных булгар, снова подчиняет их своей власти. Позже Хазария разбивает аланское восстание.
Главное тут, что булгары и аланы составляли основу Хазарии, а на позднем этапе славяне, булгары и аланы Хазарии составляли единое целое – южнорусского степняка. У Плетневой С. А. читаем про смешанные захоронения. Знатные и простые могилы находят у всех трех групп. Семейные могилы бывают смешанные: алан мужчина, а булгарка женщина, и наоборот.
У Карамзина читаем, что черные булгары и аланы входили в войско Святослава. Черные булгары упоминаются в договоре киевского князя Игоря Рюриковича с Византией, как народ, нападающий на греческий Херсон. Из летописей знаем, что черные шапки составляли конную силу Киевской Руси. В договорах так и писали: «вся земля Руськая и чорные клобуки».
Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах, особенно в русских междоусобицах. Военные силы киевских князей, согласно Ипатьевской летописи, состояли из 3 частей: киевлян, чёрных клобуков и княжеской дружины.
В политическом плане в Киевском княжестве в это время существовало два главных фактора: киевское боярство и чёрные клобуки. Чёрные клобуки и бояре совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя.
Мстислав Тмутараканский после побед переселяет часть черных булгар на территорию Южной Руси. Персидский историк Рашид-ад-дин, описывая завоевание Руси монголами в 1240 году, пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок. В Московском летописном своде XV века под 1152 годом поясняется: «Все Чёрные Клобуки еже зовутся Черкасы». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи.
Время существования КБ всего несколько десятилетий, но по своим размерам и влиянию на соседей, она требует внимания и изучения как отдельное государство. Империя Наполеона просуществовала намного меньше, но мы ее изучаем. А Кубрат сыграл решающую роль в судьбе Аварского каганата и в спасении Византии от персидского ига.
Казацкие песни и поговорки про черные брови и усы, тяга князя Игоря к куреням Тмутаракани, походы Святослава вместе с черными болгарами и аланами на врага – эхо былого величия Кубанской Булгарии. Древние кубанские булгары участвовали в этногенезе таких современных народов, как болгары, македонцы, татары, чуваши, башкиры, балкарцы и карачаевцы. Передали своё имя государству Болгария. Черные булгары передали вольный дух и законы степи сечевикам. Славная история Кубрата заслуживает изучения в школьном краеведении и памятника на Кубани.
Комментариев нет:
Отправить комментарий