четверг, 30 января 2020 г.



Аксёнов B.C. Новые материалы по вопросу освоения населением Хазарии бассейна Северского Донца (Хазарский альманах, Том 12)

       Создателями и носителями салтово-маяцкой культуры, как показывают работы археологов, были различные народы, входившие во второй половине VIII – первой половине X вв. в состав Хазарского каганата.
       К середине ХХ века, в результате накопления данных о распространении тех или иных памятников, была сформулирована гипотеза о наличии в салтово-маяцкой культуре нескольких локальных вариантов. В числе первых были выделены лесостепной и степной варианты.
       Упрощенная схема деления культуры на варианты подразумевала, что лесостепь была населена аланами, носителями катакомбной погребальной обрядности, а степь – праболгарами, с которыми исследователи долгое время связывали погребения по обряду трупоположения в простых грунтовых ямах, иначе называемые «зливкинским» типом погребений.
       В середине ХХ в. в стройную схему деления («лесостепной аланский» – «степной болгарский» варианты СМК) потребовалось вносить некоторые изменения, так как в лесостепной зоне в непосредственной близости от аланских катакомбных некрополей региона были выявлены могильники с ямным обрядом погребения.
       Еще одним народом, входившим в состав Хазарского каганата и представленным в Верхнем Подонцовье, являлись носители кремационного погребального обряда. Наиболее полно изученным и опубликованным памятником является могильник у с. Сухая Гомольша, содержавший 312 кремационных захоронений и 17 поминальных комплексов.
       Одновременно с аланами, в середине VIII века, в бассейн Северского Донца попадает население, кремировавшее своих покойников. В целом ряде памятников: Тополи, Кицевка, Сухая Гомольша, Красная Горка – были найдены элементы поясной гарнитуры.
       В раскопанном захоронении погребальный инвентарь представлен вещами, находящими самые широкие аналогии в салтово-маяцких древностях. Так, аналогичные найденным предметы конского снаряжения хорошо представлены в памятниках аланского и болгарского населения Подонья, в степных погребальных комплексах, связываемых исследователями собственно с хазарами. Подобные изделия являются неотъемлемой частью конского снаряжения в захоронениях воинов-всадников, которым принадлежат кремационные захоронения хазарского времени как в бассейне Северского Донца, так и в Кубано-Черноморском регионе.
       Найденный наконечник копья имеют длинную втулку и узкое ромбическое в сечении перо, что позволяет отнести его к пикам. Пики, подобные найденной, являются типичными для памятников салтово-маяцкой культуры.
       Железный черешковый наконечник стрелы по поперечному сечению относится к отделу трехлопастных, а по форме пера – к типу треугольных. Время существования подобных наконечников определяется достаточно широко – VIII-IX вв. Доминируют они в составе наборов наконечников стрел у носителей салтовского ямного и кремационного погребальных обрядов бассейна Северского Донца, в кремациях Кубано-Черноморского региона. В целом же этот тип наконечников стрел был наиболее распространенным у населения салтово-маяцкой культуры.
       Кистень имеет шаровидную форму и слабо обозначенные ребра. В верхней части кистеня находится плоская петелька округлой формы. Общая высота кистеня составляет 4,9 см, диаметр его – 3,8 см. Железные кистени этого типа в салтовских древностях Подонцовья немногочисленны. Более распространенными на всей территории существования салтово-маяцкой культуры Подонья были железные кистени с долевым каналом, которые встречаются в памятниках хазарского времени Кубано-Черноморского региона, Среднего Поволжья.          Железные обушки с долевым каналом могли использоваться как конными, так и пешими воинами, тогда как железные кистени с петелькой были оружием только воинов-всадников.

Подробнее тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий