четверг, 30 января 2020 г.



Аксенов В.С.  Новые поминальные комплексы воинов-всадников салтовского времени с территории Верхнего Подонечья (Степи Европы в эпоху средневековья, Том 4)

       Комплекс содержал предварительно сломанный в древности железный клепаный котел. , складной железный серп, два железных черешковых ножа, согнутую в виде буквы “S” саблю, соединитель ремней конской сбруи из четырех, соединенных между собой, железных колец разного диаметра, железное сбруйное кольцо, две прямоугольные сбруйные пряжки, две пары стремян с прямоугольной петлей, удила с S-видными псалиями, удила со стержневидными псалиями, два топорика-чекана с длинным трапециевидным лезвием и высоким прямоугольным в сечении обушком, топорик-чекан с высоким грибовидным обушком и с оттянутым в сторону держака лезвием, листовидный наконечник копья с узким овальным в сечении пером, наконечник копья с пером листовидной формы, в каждом крыле которого имелось по отверстию.
        Кольчатые соединители сбруйных ремней, такого же типа как обнаруженные в комплексе, в бассейне Северского Донца встречены только в захоронениях по обряду трупосожжения.
       Обе найденные сабли типичны для салтовских древностей Подонья. Длина клинков составляет 77 и 76 см. Ширина клинка у перекрестия 3,5 и 4,0 см соответственно. Острия обеих сабель на протяжении 13 см раскованы на два лезвия. Сабля из комплекса 1 снабжена перекрестием с расширением в средней части с подквадратной шишечкой, концы перекрестия заострены. Перекрестие сабли из комплекса 3 – брусковидное, массивное, с плавно сужающимися концами. Подобные преднамеренно согнутые и сломанные сабли, происходят исключительно из кремационных захоронений Подонцовья.
       В комплексе находились остатки клепаного котла, представленные железными пластинами, фрагментами дуговидной ручки и петлей. Размеры дуговидной ручки показывают, что диаметр котла составлял около 40-45 см. По форме, размерам и технике изготовления данный котел подобен котлам, остатки которых были выявлены в кремационных захоронениях могильников.
       Этническое родство населения, оставившего сожжения 2-й пол. VIII - 1 -й пол.Х в. из Подонцовья и Кубано-Черноморского региона, не вызывает сомнений. Поэтому интересен тот факт, что и в бассейне Северского Донца, и на Северном Кавказе носители кремационного погребального обряда занимали соседние районы с территорией, населенной аланами, которым свойственен катакомбный обряд захоронения, на границе зоны расселения болгарских племен.
       Так, в Северо-Западном Предкавказье 17 могильников с погребениями по обряду кремации 2-й пол. VIII-IX в. концентрируются между р. Кубань на севере, северными склонами Кавказского хребта на юге, побережьем Черного моря на запале, р. Псекупс на востоке, т.е. в районе, входившем в границы Великой Болгарии Кубрата, если исходить из расположения впускных погребений болгарского круга, а в верховьях Кубани локализуются памятники западной части аланского союза.
       В степной зоне памятники с кремациями как бы вклиниваются в массив древностей, оставленных болгарским населением салтовской культуры. Расположение в этой части степной зоны салтовских могильников свидетельствует о чересполосном проживании здесь болгарского населения и носителей кремационного погребального обряда.
       Отмечены случаи, когда и основное, и впущенное в его засыпку захоронение, были совершены по одному обряду — трупоположению или трупосожжению. Это можно рассматривать как свидетельство существования у населения, оставившего данный могильник, двух разных комплексов воззрений на посмертную жизнь, обусловленных, по-видимому, временем, местом и обстоятельствами смерти. Состав погребального инвентаря ингу-мационных и кремационных захоронений могильника показывает близость носителей разных погребальных традиций в имущественном и социальном плане.
       Обнаружение в двух захоронениях по обряду трупосожжения бронзовых конских начельников лишь косвенно можно расценивать как тот факт, что в воинской иерархии носители кремационного обряда, вероятно, занимали более высокое место по отношению к представителям общины, применявшим обряд трупоположения. Нам не известно ни одной находки конского начельника в болгарских захоронениях салтовской культуры.
       Учитывая время появления салтовских сожжений и аланских катакомбных захоронений в Подонцовье (2-я пол.VIII в.), можно предположить, что носители кремационного обряда в бассейне Северского Донца появились в результате тех же событий, что повлекли за собой переселение в данный регион аланских племен. По-видимому, носители кремационного погребального обряда, как и аланы, были переселены правительством Хазарского каганата в Подонцовье, на северо-западные окраины государства для несения пограничной службы и для проведения политики каганата среди покоренного местного населения. Подобная политика, проводимая по отношению к покоренным народам, проводилась и другими номадами при создании своих государственных образований, например, монголами в эпоху Чингисхана. В этом случае происходило дробление уже сложившихся этносов и расселение их по другим инородным объединениям. Представители переселившихся этносов в этом случае образовывали особую привилегированную прослойку в социальной структуре аборигенного населения. Данная социальная прослойка могла быть неоднородной и в этно-культурном плане, если переселению подверглись представители неродственных этносов.
       Этническая принадлежность населения, оставившего салтовские погребения по обряду кремации, все еще вызывает споры. Отличие данного погребального обряда от погребального обряда хазар не позволяет видеть в них собственно хазар (ка-бар), как это предлагает ряд исследователей. По-видимому, корни этноса, оставившего салтовские кремационные захоронения, следует искать в среде раннесредневекового тюркоязычного населения степей Евразии или в среде адыго-абхазских племен Северного Кавказа. В последнее время особую популярность приобретает адыго-абхазская принадлежность носителей кремационной традиции в среде салтовского населения. Эту гипотезу недавно поддержал Г.Е. Афанасьев, а А.В.Пьянков отождествил носителей кремационного обряда на Кубани, а, следовательно, и на Северском Донце с касогами письменных источников.

Подробнее тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий