Вестник Адыгейского государственного университета
2005
А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков
Христианство в Шапсугии: исторический аспект
...Первые сообщения об успехах в распространении христианских верований у зихов относятся к VI веку и связаны с влиянием Византийской империи. Это обстоятельство отмечается авторами первого тома истории народов Северного Кавказа. Заинтересованная в создании прочного барьера вдоль своих границ, Византия предпринимала усилия для насаждения христианства на Северо-Западном Кавказе вообще, и среди адыгов в особенности.
В период правления императора Юстиниана I (527-565гг.) мощь Византии возросла необычайно: войска империи заняли Италию, северную Африку, Закавказье.
«Греческий император Юстиниан, – писал Ш.Б. Ногмов, – по сказанию горцев, Юстин или Юстук, был союзником адыгского народа и даже называл себя адыгским князем. Он прилагал старания к обращению адыгов в христианство... Священник называется у нас шогень, епископ – шехник... Христианская вера процветала в Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством, заменявшим убылых присылкою новых епископов и священников»6. Е.С. Зевакин, автор соответствующего раздела в «Очерках истории Адыгеи»,
приходит к выводу, что Зихия имела в средние века четыре епархии:
1) в Никопсисе, отождествляемого с Анакопией, близ нынешнего Сухума;
2) Матрахе (нынешней Тамани);
3) Зихополисе, по мнению ряда исследователей – у Геленджикского залива;
4) Фанагории...
Вот что по этому поводу пишет Макарий: «Нельзя с точностью определить время основания всех этих епархий. Известно только, что епископ епархий Фанагорской и Зихской в начале шестого века упоминаются уже присутствовавшими на Соборах: так, Фанагорийский епископ Иоанн присутствовал на Цареградском Соборе в 519 г. и подписался под отношением сего Собора к Константинопольскому
патриарху Иоану о возобновлении на священных скрижалях (диптихах) имен некоторых его предшественников, которые он повелел было изгладить, а имя Зихийского епископа Дамиана сохранилось между подписями Собора Константинопольского бывшего под председательством архиепископа Мины в 526 г. Епархия же Тмутараканская и Никопсийская в уставе Льва Премудрого (894-911 гг.) титулуются уже архиепископиями; последняя, т.е. Никопсийская, именуется так же и в более древнем уставе, известном под именем Епифания Кипрского и относимом к VII в...
Впервые внимание на существование целого ряда зихских еперхий обратил известный российский византист Ю.А. Кулаковский. Занимаясь разбором свидетельств о готской епархии в Крыму, содержащихся в епархиальных отчетах Константинопольского патриархата (Notitial episcopatuum), ученый обнаружил, что в ряде списков крымские епархии именуются так же, как и епархия в Зихии с центром в Никопсисе. На протяжении нескольких столетий епархии Крыма назывались зихскими.
«Непонятно, – отмечал Ю.А. Кулаковский, – почему Херсон, Боспор и Никопсия носят одно и то же название «Епархия Зюхиос», тогда как национальное имя зихи принадлежит только одной, Никопсийской епархии»...
Проблема зихской епархии получила всестороннее освещение в специальном исследовании крупного кавказоведа А.В. Гадло. Он отмечает, что в древнейшем епархиальном списке, датируемом 680-681 гг., Зихскими уже именуются три автокефальные архиепископии, непосредственно подчиненные патриарху Константинополя: Херсон, Боспор и Никопсис. Гадло приходит к выводу, что переименование восточно-крымских епархий было вызвано переподчинением их Никопсии в результате разорения Херсона и Боспора Юстинианом II в 710-711 гг. и последовавшего массового переселения в Восточный Крым зихов. Отношение императора к зихам, в стране которых он провел около 10 лет, видимо, было благосклонным. «Все движение нового населения в Крым шло со стороны Тамани, с Кавказа, – пишет Гадло. – И. для его этнической атрибуции очень симптоматично, что в потоке переселенцев вместе с булгарами, носителями салтово-маяцкой археологической культуры, двигались также и сугды, как византийцы называли низовых прикубанских адыгов, исконно обитавших на землях древней Синдики. В начале VIII в. сугды основали в восточной части побережья поселение, которому дали свое имя – Сугдея (совр. Судак)». Зихское население в районе Сугдеи было столь значительно, что при патриархе Германе (715-730) здесь была основана новая епископия. Она вошла в сотав Зихской епархии, но вскоре отделилась от Никопсийской кафедры. В 740 г. в Сугдею был направлен епископ Стефан, и его деятельность началась, как повествует Житие, с обращения в христианство соседних селений...
Упадок зихской церкви на территории Северо-Западного Кавказа продолжился в IX веке. С этим тезисом согласуется, как вышецитированный отрывок из Епифания, так и то обстоятельство, что во второй половине этого столетия Никопсис теряет свою кафедру. И это на том фоне, что весь IX век епархии восточного Крыма именуются зихскими, а в ряде источников и сам Крым –
Зихией18. Восстановление Зихской епархии произошло около середины X века, что очевидно связано как с падением могущества Абхазского царства, так и с русскими походами на Хазарию. Центром Зихской епархии стала Таматарха. В этот же период отмечается
заметное усиление процессов политической консолидации адыгов...
А.В. Гадло отмечает, что в нотициях 1082-1084 гг. епархия называется то по имени города – Таматарха, то по имени страны и основной паствы – Зихия. Еще одно важное заключение Гадло состоит в том, «что появление собственной церковной организации на Руси не затронуло Матрахскую или Зихскую церковь Тмуторокани». И самое главное: «Установление русского княжения в Тмуторокани, по-
видимому, вывело Херсон и Боспор, оставшиеся греческими городами, из системы Зихской епархии, что в тот момент, когда Русь принимала в Херсоне (Корсуни) христианство, его церковь еще сохраняла свою связь с Боспором «Зихской церковью Тамани». Это
заключительные слова Гадло в этом его исследовании. А они означают, что первое русское крещение произошло в Зихской епархии! В нотициях ок. 980 года Херсон и Боспор фигурируют как части единой Зихской епархии...
В 1204 г. крестоносцы захватили центр православия Константинополь и дотла разорили его. Государство
крестоносцев со столицей в Константинополе, так навываемая Латинская империя, просуществовало до 1260 г. Весь этот период византийские анклавы, главным из которых стал Трапезунд, остро нуждались в поддержке православных народов – русских, зихов, абазгов, алан, грузин. В XIV веке византийцы едва сдерживали напор османов и поэтапно теряли свои земли на Балканах. В этом
состоянии они уже не могли поддерживать миссионерскую деятельность в Зихии, и православие на Северо-Западном Кавказе хирело на глазах. Последнее упоминание о Зихской православной епархии относится к 1398 году23. те немногочисленные нарративные источники XIII-XIV вв., которыми мы располагаем, говорят о том, что зихи по–прежнему были крайне необязательны в соблюдении христианских установлений...
Затем, в 40-е годы XIX века. Л.Я. Люлье констатировал, что многие адыгские праздники носят следы христианства: «Итлес – в буквальном смысле значит «год» и соответствует нашему новому году, потому что всегда празднуется в зимние месяцы. Кутиш –
празднуются обыкновенно ранней весной, в соответствии нашей Пасхе. Перед праздником две недели воздерживаются от употребления яиц в пищу, в праздник же яйца составляют непременную принадлежность стола».
Свидетельством былой христианской эпохи на Северо-Западном Кавказе являются археологические памятники. Такие как остатки церквей, часовен. Кроме этого сохранились каменные кресты и надгробные плиты с греческими надписями христианского содержания. Такие кресты обнаружены в районе Анапы, в долине р. Шепси.
Показателен в этом отношении пашковский кувшин с юстиниановским крестом на дне. Оценивая степень утверждения христианства, следует отметить, что религия не нашла глубокого проникновения и народом была воспринята лишь внешняя форма, т.е. не укоренилась идеология, а распространилась, в основном, обрядовая система. Элементы обрядовой системы были органично вплетены в плотную ткань адыгского язычества, в рамках которого они и воспроизводились вплоть до середины XIX столетия.
2005
А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков
Христианство в Шапсугии: исторический аспект
...Первые сообщения об успехах в распространении христианских верований у зихов относятся к VI веку и связаны с влиянием Византийской империи. Это обстоятельство отмечается авторами первого тома истории народов Северного Кавказа. Заинтересованная в создании прочного барьера вдоль своих границ, Византия предпринимала усилия для насаждения христианства на Северо-Западном Кавказе вообще, и среди адыгов в особенности.
В период правления императора Юстиниана I (527-565гг.) мощь Византии возросла необычайно: войска империи заняли Италию, северную Африку, Закавказье.
«Греческий император Юстиниан, – писал Ш.Б. Ногмов, – по сказанию горцев, Юстин или Юстук, был союзником адыгского народа и даже называл себя адыгским князем. Он прилагал старания к обращению адыгов в христианство... Священник называется у нас шогень, епископ – шехник... Христианская вера процветала в Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством, заменявшим убылых присылкою новых епископов и священников»6. Е.С. Зевакин, автор соответствующего раздела в «Очерках истории Адыгеи»,
приходит к выводу, что Зихия имела в средние века четыре епархии:
1) в Никопсисе, отождествляемого с Анакопией, близ нынешнего Сухума;
2) Матрахе (нынешней Тамани);
3) Зихополисе, по мнению ряда исследователей – у Геленджикского залива;
4) Фанагории...
Вот что по этому поводу пишет Макарий: «Нельзя с точностью определить время основания всех этих епархий. Известно только, что епископ епархий Фанагорской и Зихской в начале шестого века упоминаются уже присутствовавшими на Соборах: так, Фанагорийский епископ Иоанн присутствовал на Цареградском Соборе в 519 г. и подписался под отношением сего Собора к Константинопольскому
патриарху Иоану о возобновлении на священных скрижалях (диптихах) имен некоторых его предшественников, которые он повелел было изгладить, а имя Зихийского епископа Дамиана сохранилось между подписями Собора Константинопольского бывшего под председательством архиепископа Мины в 526 г. Епархия же Тмутараканская и Никопсийская в уставе Льва Премудрого (894-911 гг.) титулуются уже архиепископиями; последняя, т.е. Никопсийская, именуется так же и в более древнем уставе, известном под именем Епифания Кипрского и относимом к VII в...
Впервые внимание на существование целого ряда зихских еперхий обратил известный российский византист Ю.А. Кулаковский. Занимаясь разбором свидетельств о готской епархии в Крыму, содержащихся в епархиальных отчетах Константинопольского патриархата (Notitial episcopatuum), ученый обнаружил, что в ряде списков крымские епархии именуются так же, как и епархия в Зихии с центром в Никопсисе. На протяжении нескольких столетий епархии Крыма назывались зихскими.
«Непонятно, – отмечал Ю.А. Кулаковский, – почему Херсон, Боспор и Никопсия носят одно и то же название «Епархия Зюхиос», тогда как национальное имя зихи принадлежит только одной, Никопсийской епархии»...
Проблема зихской епархии получила всестороннее освещение в специальном исследовании крупного кавказоведа А.В. Гадло. Он отмечает, что в древнейшем епархиальном списке, датируемом 680-681 гг., Зихскими уже именуются три автокефальные архиепископии, непосредственно подчиненные патриарху Константинополя: Херсон, Боспор и Никопсис. Гадло приходит к выводу, что переименование восточно-крымских епархий было вызвано переподчинением их Никопсии в результате разорения Херсона и Боспора Юстинианом II в 710-711 гг. и последовавшего массового переселения в Восточный Крым зихов. Отношение императора к зихам, в стране которых он провел около 10 лет, видимо, было благосклонным. «Все движение нового населения в Крым шло со стороны Тамани, с Кавказа, – пишет Гадло. – И. для его этнической атрибуции очень симптоматично, что в потоке переселенцев вместе с булгарами, носителями салтово-маяцкой археологической культуры, двигались также и сугды, как византийцы называли низовых прикубанских адыгов, исконно обитавших на землях древней Синдики. В начале VIII в. сугды основали в восточной части побережья поселение, которому дали свое имя – Сугдея (совр. Судак)». Зихское население в районе Сугдеи было столь значительно, что при патриархе Германе (715-730) здесь была основана новая епископия. Она вошла в сотав Зихской епархии, но вскоре отделилась от Никопсийской кафедры. В 740 г. в Сугдею был направлен епископ Стефан, и его деятельность началась, как повествует Житие, с обращения в христианство соседних селений...
Упадок зихской церкви на территории Северо-Западного Кавказа продолжился в IX веке. С этим тезисом согласуется, как вышецитированный отрывок из Епифания, так и то обстоятельство, что во второй половине этого столетия Никопсис теряет свою кафедру. И это на том фоне, что весь IX век епархии восточного Крыма именуются зихскими, а в ряде источников и сам Крым –
Зихией18. Восстановление Зихской епархии произошло около середины X века, что очевидно связано как с падением могущества Абхазского царства, так и с русскими походами на Хазарию. Центром Зихской епархии стала Таматарха. В этот же период отмечается
заметное усиление процессов политической консолидации адыгов...
А.В. Гадло отмечает, что в нотициях 1082-1084 гг. епархия называется то по имени города – Таматарха, то по имени страны и основной паствы – Зихия. Еще одно важное заключение Гадло состоит в том, «что появление собственной церковной организации на Руси не затронуло Матрахскую или Зихскую церковь Тмуторокани». И самое главное: «Установление русского княжения в Тмуторокани, по-
видимому, вывело Херсон и Боспор, оставшиеся греческими городами, из системы Зихской епархии, что в тот момент, когда Русь принимала в Херсоне (Корсуни) христианство, его церковь еще сохраняла свою связь с Боспором «Зихской церковью Тамани». Это
заключительные слова Гадло в этом его исследовании. А они означают, что первое русское крещение произошло в Зихской епархии! В нотициях ок. 980 года Херсон и Боспор фигурируют как части единой Зихской епархии...
В 1204 г. крестоносцы захватили центр православия Константинополь и дотла разорили его. Государство
крестоносцев со столицей в Константинополе, так навываемая Латинская империя, просуществовало до 1260 г. Весь этот период византийские анклавы, главным из которых стал Трапезунд, остро нуждались в поддержке православных народов – русских, зихов, абазгов, алан, грузин. В XIV веке византийцы едва сдерживали напор османов и поэтапно теряли свои земли на Балканах. В этом
состоянии они уже не могли поддерживать миссионерскую деятельность в Зихии, и православие на Северо-Западном Кавказе хирело на глазах. Последнее упоминание о Зихской православной епархии относится к 1398 году23. те немногочисленные нарративные источники XIII-XIV вв., которыми мы располагаем, говорят о том, что зихи по–прежнему были крайне необязательны в соблюдении христианских установлений...
Затем, в 40-е годы XIX века. Л.Я. Люлье констатировал, что многие адыгские праздники носят следы христианства: «Итлес – в буквальном смысле значит «год» и соответствует нашему новому году, потому что всегда празднуется в зимние месяцы. Кутиш –
празднуются обыкновенно ранней весной, в соответствии нашей Пасхе. Перед праздником две недели воздерживаются от употребления яиц в пищу, в праздник же яйца составляют непременную принадлежность стола».
Свидетельством былой христианской эпохи на Северо-Западном Кавказе являются археологические памятники. Такие как остатки церквей, часовен. Кроме этого сохранились каменные кресты и надгробные плиты с греческими надписями христианского содержания. Такие кресты обнаружены в районе Анапы, в долине р. Шепси.
Показателен в этом отношении пашковский кувшин с юстиниановским крестом на дне. Оценивая степень утверждения христианства, следует отметить, что религия не нашла глубокого проникновения и народом была воспринята лишь внешняя форма, т.е. не укоренилась идеология, а распространилась, в основном, обрядовая система. Элементы обрядовой системы были органично вплетены в плотную ткань адыгского язычества, в рамках которого они и воспроизводились вплоть до середины XIX столетия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий