пятница, 7 февраля 2020 г.

Куек Марьет Гиссовна
Средневековый художественный металл адыгов Х-ХVІ вв.
Москва, 2009

Отличительные особенности меотского звериного стиля от скифского звериного стиля. Отличительной чертой меотского звериного стиля является относительная статичность образов, меньшая насыщенность динамикой и экспрессивной агрессивностью,
а также изображение солярных символов на фигурках и лопатках некоторых зверей - козлов, туров, баранов, бычков, серн, зайцев,
которые, по нашему мнению, являются жертвенными животными. Исключение составляет олень как символ бога природы, леса и покровитель охотников Мэзытхъэ языческого пантеона адыгов.

Изделия с антропоморфными изображениями составляют значительную группу художественного металла касожского периода. Это оригинальные подвески с фигурками «пляшущих» человечков; подвески с одиночными и геральдическими фигурами всадников, начельник с напаянными фигурками всадников; игольница с изображением человека.
Художественный металл этого периода насыщен изображениями геометрических, растительных, зооморфных и антропоморфных образов
и мотивов, что позволяет нам разделить исследуемые произведения по тематическому принципу на три группы. Первая — изделия
с геометрическим и растительным орнаментом; вторая — изделия с зооморфными изображениями; третья — изделия с антропоморфными
изображениями.
Наиболее древним мотивом считается геометрический орнамент, представленный прямыми, зигзагообразными, кривыми линиями, мотивами геометрических фигур - ромбами, треугольниками, точечными и циркульными мотивами, «жемчужником». Криволинейные линии орнамента состоят из розеток, солярных знаков, сердцевидных, спиралевидных фигур. К солярным знакам относится равноконечный крест «декора», который олицетворяет огненные силы природы — солнце, огонь.
Символами огнепоклоннического культа адыгов являются окружность с вписанным крестом, круг со спицами, свастика, дуги с радиальными лучами, двойной круг. Солярная символика представлена на литых зеркалах, предметах туалетного набора, на предметах оружия, конской сбруи, деталях одежды. В этнографической науке подобным изображениям приписывается магическая сила, способная уберечь от несчастия и недуга.
Спиралевидные мотивы известны в художественном металле с майкопской культуры. Мотивы парных завитков или мотивы «рога» (адыг. «тIыбжъэ»), сердцевидные мотивы «трам» часто используются в украшении бляшек, лировидных подвесок.
Растительные мотивы представлены изображением трилистника, вьющимися побегами, пальметтами и полупальметтами, виноградной
лозой. Растительные мотивы не имитируют растительность в природе, а геометризированы и подчинены строгой симметрии, стилизации
и более других подвержены влиянию других культур. Наиболее распространенным и даже каноничным мотивом является трилистник,
который символизирует соединение трех миров: водного, земного, небесного. Трилистник изображен на шее «пляшущего» человечка в
виде амулета, на ажурных подвесках и на костяных обкладках сабли, на щитках пряжек. Мотив трилистника часто дополняется завитками и отростками листьев, волнистыми стеблями, трехлепестковыми пальметтами.
Наиболее популярными в художественном металле являются зооморфные композиции, сочетающиеся с растительными и антропоморфными изображениями. Анализируя зооморфные изображения, убеждаемся, что самыми предпочтительными и популярными были хищники: лев, барс, пантера, тигр, собака, отождествляемые с охотой и войной. Их изображения символизируют смелость, ловкость, бесстрашие, красоту и изящество и являются героической символикой боя.
Продолжением традиций изображения оленя можно считать декоративное убранство сабли украшенной сценой охоты хищных зверей и птиц. Эта композиция на обкладке наконечника ножен сабли из листовой позолоченной бронзы является одним из самых содержательных произведений касожской металлопластики. Анималистические и орнитоморфные изображения украшают многочисленные изделия: игольник, туалетный комплект, подвесные бляшки, навершие рукояти и перекрестие сабли, обивки колчана, а также втулку начельника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий