Куек Марьет Гиссовна
Средневековый художественный металл адыгов Х-ХVІ вв.
Москва, 2009
Традиция использования подвесок с вписанными в рамку фигурками человечков известна с позднемеотского и раннесредневекового
времени. Эти изображения являются амулетами или оберегами, характерными для кавказских народов, придававших изображению человека магическую силу, призванную оберегать, охранять от злых духов, недугов и болезней самого человека и его скот, его имущество. Вместе с тем, эти подвески несли в себе и декоративную функцию, служили украшением конской сбруи, создавая ажурный орнаментальный ритмический рисунок, озвучиваемый подвешенными колокольчиками и сверкающий тонко наведенной позолотой.
Антропоморфные изображения свидетельствуют о выделении в художественной культуре древнего населения Кавказа темы человека:
бронзовые фигурки чаще связаны с образом мужского божества, изображаемого обнаженным и с подчеркнутыми признаками пола. Такие
фигурки выступают как признаки символа мощи, изобилия, представляют божество плодородия, а иногда — божество войны.
Декоративные элементы представлены бусами, серьгами, подвесками, браслетами, височными кольцами, перстнями, гривнами, нашивными бляшками и колокольчиками. Подвески, розетки, колокольчики входили в состав ожерелий или украшали одежду. Браслеты круглопроволочные, с орнаментированными, гладкими, переплетенными, разомкнутыми или заходящими концами. Серьги проволочные, кольцевые и стержневые, украшенные шариками с рельефным тиснением, поясками из зерни.
Зеркала с петелькой в центре на стороне, орнаментированной рельефными концентрическими кругами, радиально расходящимися лучами встречаются с V-VІ в. н.э.
Сюжетная и динамическая насыщенность касожской торевтики отражается в композиционных приемах изображения: фризовой, геральдической, замкнутой, стержневой, одиночно-раппортной. Примеров исполнения декора по фризовой композиционной схеме в рассматриваемом материале много. Это сложно переплетающиеся петли с изображениями силуэтов четырех зверей и птицы на позолоченной втулке начельника.
Замкнутые изображения отдельных зверей в круге показательны для раннего и развитого средневековья. Например, грациозная фигура пантеры в круге, штампованное изображение птицы на перекрестии и навершии сабли, изображения четырех соколов на начельнике, подвески с фигурками «пляшущих» человечков, подвески с «всадниками с секирой», с всадниками на двухголовой лошади. Декор на пуговицах, бляшках, пряжках и поясных украшениях также относится к замкнутым композициям.
Одиночно-раппортный вариант фризовой композиции использован в украшении круглых предметов, когда отдельные фигуры зверей, птиц, орнаментов даны в круге, петле, овале, квадрате, которые, в свою очередь, образовались в переплетении по горизонтали и вертикали.
Для касожской металлопластики характерны динамические композиционные приемы в изображении антропоморфных существ и животных,
которые отличаются насыщенной экспрессией. В ритмической организации изображений более удачными являются фризовые и вертикальные зеркально-симметричные композиции.
Средневековый художественный металл адыгов Х-ХVІ вв.
Москва, 2009
Традиция использования подвесок с вписанными в рамку фигурками человечков известна с позднемеотского и раннесредневекового
времени. Эти изображения являются амулетами или оберегами, характерными для кавказских народов, придававших изображению человека магическую силу, призванную оберегать, охранять от злых духов, недугов и болезней самого человека и его скот, его имущество. Вместе с тем, эти подвески несли в себе и декоративную функцию, служили украшением конской сбруи, создавая ажурный орнаментальный ритмический рисунок, озвучиваемый подвешенными колокольчиками и сверкающий тонко наведенной позолотой.
Антропоморфные изображения свидетельствуют о выделении в художественной культуре древнего населения Кавказа темы человека:
бронзовые фигурки чаще связаны с образом мужского божества, изображаемого обнаженным и с подчеркнутыми признаками пола. Такие
фигурки выступают как признаки символа мощи, изобилия, представляют божество плодородия, а иногда — божество войны.
Декоративные элементы представлены бусами, серьгами, подвесками, браслетами, височными кольцами, перстнями, гривнами, нашивными бляшками и колокольчиками. Подвески, розетки, колокольчики входили в состав ожерелий или украшали одежду. Браслеты круглопроволочные, с орнаментированными, гладкими, переплетенными, разомкнутыми или заходящими концами. Серьги проволочные, кольцевые и стержневые, украшенные шариками с рельефным тиснением, поясками из зерни.
Зеркала с петелькой в центре на стороне, орнаментированной рельефными концентрическими кругами, радиально расходящимися лучами встречаются с V-VІ в. н.э.
Сюжетная и динамическая насыщенность касожской торевтики отражается в композиционных приемах изображения: фризовой, геральдической, замкнутой, стержневой, одиночно-раппортной. Примеров исполнения декора по фризовой композиционной схеме в рассматриваемом материале много. Это сложно переплетающиеся петли с изображениями силуэтов четырех зверей и птицы на позолоченной втулке начельника.
Замкнутые изображения отдельных зверей в круге показательны для раннего и развитого средневековья. Например, грациозная фигура пантеры в круге, штампованное изображение птицы на перекрестии и навершии сабли, изображения четырех соколов на начельнике, подвески с фигурками «пляшущих» человечков, подвески с «всадниками с секирой», с всадниками на двухголовой лошади. Декор на пуговицах, бляшках, пряжках и поясных украшениях также относится к замкнутым композициям.
Одиночно-раппортный вариант фризовой композиции использован в украшении круглых предметов, когда отдельные фигуры зверей, птиц, орнаментов даны в круге, петле, овале, квадрате, которые, в свою очередь, образовались в переплетении по горизонтали и вертикали.
Для касожской металлопластики характерны динамические композиционные приемы в изображении антропоморфных существ и животных,
которые отличаются насыщенной экспрессией. В ритмической организации изображений более удачными являются фризовые и вертикальные зеркально-симметричные композиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий