пятница, 24 апреля 2020 г.

Хотко С.А.
Религиозный облик населения Северо-Западного Кавказа в VIII-XV вв.: соотношение христианства и языческих культов
(цитаты)

       Религиозный синкретизм на Северном Кавказе как результат сложного взаимодействия местных верований, христианства и ислама привлекает внимание многих исследователей...
На протяжении VI–XV вв. на территории Северо-Западного Кавказа получило значительное распространение византийское христианство, а в последние два столетия этого периода – католичество. Внедрение христианской религии поощрялось византийскими императорами и церковью.
       Архиепископия Зихии (Черкесии) была достаточно крупной автокефалией вселенской церкви. В нотициях VII–X вв. ряд архиепископий Крыма – Херсонская, Боспорская, Готская, Сугдейская и Фулльская – причислялись к епархии Зихии...
       В 1237 г. зихи названы Юлианом христианами, но христианская смиренность была абсолютно чужда зихскому государю, у которого, по замечанию монаха, было сто жен. Допустим, что это значительное преувеличение, но за ним кроется подавляюще языческий быт Зихии, только формально христианской страны...
       В XVII в., который можно признать последним веком преобладания христианства у черкесов, культ бога молнии хорошо описан Ж.-Б. Тавернье затем уже в формально мусульманский период следует целая серия детальных описаний поклонения Шибле, символом которого считался Т-образный крест...
       Погребения зихов носят совершенно дохристианский облик, являются продолжением тысячелетней традиции погребальной обрядности разноплеменного, но, видимо, родственного населения Северо-Западного Кавказа. Эта автохтонная обрядность проявляется в следующих чертах: отсутствие христианской символики, каменный ящик, курганная насыпь, большое число погребального инвентаря, оружия, конские жертвы. Не встречаются погребения в гробах, в XIII–XIV вв. адыги стали хоронить в деревянных колодах, но и в этом нет, вероятно, христианского влияния. Можно полагать, что это степное (половецкое) влияние, тем более, что часто погребения в колодах сопровождались конским погребением. Что остается христианского в погребении средневекового зиха? Только ориентация головой на запад...
       Таким образом, зихская погребальная практика представляла собой полностью автохтонную обрядность. Она детальным образом описана в труде Дж. Интериано. Выражение соболезнования, тризна, привод коня на могилу и прочие элементы только подчеркивают самобытность местной практики. Интериано подчеркивает, что крещение принимают в 8-летнем возрасте по самой краткой процедуре и сразу по несколько человек, а князья и дворяне не посещают храм до шестидесятилетнего возраста. Интериано описал “варварское жертвоприношение” (sacrifi cio barbaro) или “замечательное зрелище” (meritoria spectaculo), связанное с ритуальным изнасилованием девственницы на похоронах...
       Весьма разительным образом зихская погребальная практика дистанцировалась от христианской традиции массовым применением кремации тела усопшего. Христианские (византийские и европейские) представления накладывали категорический запрет на кремацию и любые иные формы разрушения тела усопшего.
       Как раз в те самые века, когда формально институализированное христианство сделало наибольшие успехи в регионе под названием Зихия и должно было полностью охватить, как говорят, духовно окормлять, паству, зихское население кремирует покойников...
       ...в период наибольшей приверженности населения данному обряду (VIII–IX вв.) доля кремационных захоронений на различных могильниках Зихии колеблется от 50 до 100 %...
       На побережье Черного моря ареал кремационных погребений простирается от Анапы до р. Нечепсухо. Это может быть следствием того, что христианское влияние охватывало население Таманского полуострова, где в Матархе периодически находился центр Зихской епархии. В 1997 г. в станице Тамань был обнаружен моливдовул (вислая печать) архиепископа Зихии Антония с надписью: “Богродица, помоги Антонию, архиепископу Зихии”. Этот архиепископ упоминается в нотициях Константинопольского патриархата в 1054 г.. В районе Анапы обнаружена надгробная плита XII в. с греческой надписью, содержащей, как отмечает В.П. Яйленко, “имена из адыгской средневековой ономастической номенклатуры”: “Упокоился раб божий и дитя Охормаз. Генеджуата, жена Кан[..]атола, (поставила памятник) в году тысяча сто...”
       Никопсийская епархия и есть епархия Зихии как в церковном смысле, так и в плане этнического состава паствы. Большая часть известных грунтовых могильников зихского побережья в секторе от Шахе до Псоу является христианскими некрополями.
Это можно объяснить не только и не столько влиянием зихского духовенства, сколько культурным и политическим влиянием сначала Абхазского царства (VIII–X вв.)...
       Отказ от кремационной практики мог произойти под культурным влиянием золотоордынской элиты. Повседневное общение представителей черкесской знати с татарскими аристократами, аталыческие и матримониальные связи могли маргинализировать местный обычай погребения, столь резко отличающийся от общих норм, принятых как в самой Орде, так и на Руси, в Грузии, арабо-мусульманских землях...
       Характерным замечанием о культурном облике сначала зихов, а потом и черкесов была констатация того, что они “плохие христиане” (вариант: “плохие мусульмане”).
       Нетвердость монотеистических представлений, сила языческих культов делали адыгов в глазах греков, турок и арабов своего рода “злыми язычниками”. Преобладающее влияние оставалось за глубоко автохтонными культами, центральное место среди которых
принадлежало культу бога молнии.

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий