понедельник, 25 мая 2020 г.

Зухба С.Л.
Чамоков Т.Н.
Божество коня в мифологии абхазов и адыгов
(цитаты)

     Исторически известно, что предки современных абхазов и адыгов издревле занималась коневодством. Приручение коня у этих народов произошло в глубокой древности. Конь считался одним из наиболее близких к человеку животным. Он играл важную роль в быту и выполнял различные функции. В среде абхазского народа до сих пор говорят, что в жилах коня течет человеческая кровь. Потому ни в коем случае мясо коня не употреблялось (и, конечно, и поныне не употребляется) в пищу. В течение тысячелетий конь служил главным средством перемещения, транспортирования. Абхазы и адыги были мастерами верховой езды. Конь был верным другом во времена многочисленных войн. Сложилась традиция убивать и хоронить коня рядом с усопшим хозяином, так как считалось, что конь будет служить своему хозяину и на том свете.
     В абхазской и адыгской мифологиях встречается несколько божеств, которые функционально разнятся, но имена их совпадают или же проявляют явные сходства. Таковыми являются абхазское Ачышьашьана и адыгское Пшишана. Как видно, имена этих божеств почти совпадают. Можно предположить, что когда-то в неопределенном прошлом и функции их совпадали, но с течением времени, в результате эволюции и трансформации их образов, функции каждого изменялись...
     Так как Ачышьашьана считается одной из семи долей Айтара, мы должны сказать несколько слов и об этом последнем божестве. В абхазской мифологии Айтар считается богом обновления природы, размножения и скотоводства... Айтар – «великий бог обновления природы, размножения и скотоводства. Иногда он выступает в качестве женского бога – покровительницы домашнего скота и хозяйства. Образ этого божества занимает особое место в абхазском языческом пантеоне по общепризнанности и широте функций»... Молились, соблюдая определенную иерархию этих богов, расположив во времени в определенной строгой последовательности, по всей вероятности, с учетом степени важности каждого из них: Цьыбран (Джабран), Жэабран (Жвабран), Аышькьынтыр, Амза, Амра, Анапа-нага, Ачышьашьана...
     При молитвах в честь этих богов, как видим, неукоснительно соблюдалось указанная иерархия, за Ачышьашьана молились последним. Как и многим другим богам, так и Ачышьашьану в жертву приносили лепешки, о которых говорилось выше. Молящийся брал в руку лепешку, изображавшую лошадь, и «просил бога Ачышьашьану – великую долю великого бога Айтар, чтобы он размножил им лошадей и ослов». При этом молящийся лил горячую акурпу (густой отвар от лепешки или мамалыги) то в сторону моря, то в сторону гор, говоря: «Ооцэ, ооцэ!» (этими словами абхазцы сзывают скот)».
     Несмотря на то, что многие авторы писали о Пшишиане, мы не сможем сказать, что научная литература об этом адыгском божестве языческого пантеона располагает достаточным материалом, чтобы обрисовать его образ в полном объеме.
     Как нам кажется, место Пшишианы среди других языческих богов наиболее верно определил Л.И. Лавров, он же правильно указал функцию этого божества и его связь с абхазским божеством лошадей Ачышьашьана. Касаясь этого вопроса, Л.И. Лавров писал, что у адыгов было несколько богов – покровителей скотоводства, из них остались известными Пшишана и Емыш, или (у кабардинцев) Амыш.
     Исходя из материалов, собранных самим ученым в Шапсугии, Пшишану он квалифицировал как покровителя коров. Здесь же у Л.И. Лаврова отмечается, что «Ахын считается покровителем скотоводства вообще, и, в частности, крупного рогатого скота, Пшишан – только рогатого скота, и, может быть, лошадей, а Емыш – Амыш – овец и коз. Ахына можно сопоставить с абхазским Айтаром, Пшишана с абхазским Жвабраном, а Емыша с осетинским Фальваром и абхазским Джабраном»...

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий