воскресенье, 31 мая 2020 г.

Быкадоров И.Ф.
(генерал-майор, окончил Николаевскую Академию Генерального Штаба в Петербурге, участник ПМВ, ГВ, белоказак)

Казакия

Глава I
(цитаты)

     Казакия — территория Востока Европы, заключающая бассейн нижних — Дона с Донцом, Волги и Яика; на юг — до Кавказского хребта. Территория эта была обитаема уже за много столетий до Р. Хр. Она являлась пространством степной полосы, через которое передвигались разные народы при переселении своем с востока на запад, из Азии — в пределы Европы. Передвижение это происходило как через Яик, так и через Кавказские проходы. Казакия была также местом длительного оседания многих народностей и существования их в составе различных государств. Нередко она представляла из себя и государственное ядро тех или иных народов. При дальнейшем уходе большей части народов из пределов Казакии на запад, часть их оставалась все же в пределах ее и, в свою очередь, смешивалась с вновь пришедшими.
     Памятниками такого оседания и существования различных народностей являются бесчисленные курганы, городища и становища, разбросанные по всему пространству Казакии, изучение которых является задачей археологии.
     В археологическом отношении территория Казакии почти что еще не изучена; изучению подвергались лишь места греческих городов-колоний на Азовском побережье, главным образом Таны (близ Азова) и Фанагории (близ Тамани).
Русские и казачьи историки, одни изучая историю юга  России, другие — Казачества, начинали с изучения страны в историко-географическом отношении обычно с Геродота, греческого писателя IV в. до Р. Хр. Но, у него очень мало данных о Казакии и эти данные вызывают еще и у современных историков различное понимание и толкование.
     Перечисляя реки на Востоке Европы (в пределах существовавшего тогда Скифского государства), Геродот говорит: „8-ая река — Танаис, которая вытекает гораздо выше из большого озера и изливается еще в большее озеро, называемое Меотида, которая отделяет скифов царских от савраматов (сарматов). В Танаис вливается другая река, которой имя Гиргиз“.
     Безусловным является лишь то, что под Танаисом Геродот разумел низовье Дона; но, далее, принимал ли он за р. Дон дальнейшую часть его, Сев. Донец ли, или Маныч остается вопросом открытым как и то, какой приток разумел Геродот под названием Гиргиз.
Известно, что и в настоящее время существует река под названием Иргиз, приток Волги, но это название как и другие, встречающиеся у Геродота (Оксай, Сал) указывают лишь на преемственность названий, но, очевидно, что не эту реку он разумел под названием Гиргиз.
Далее Геродот говорит: „А как перейдешь Танаис реку, конец земли Скифской, здесь область савроматов, которые, начинаясь от пазушья Меотиды, простираются на 15 дней сухопутья, в стране лишенной диких и насаженных деревьев; за ними две области занимают будины, земля которых покрыта лесом. Будины народ многочисленный и великий, весь белобрысый и в веснушках... У них есть город деревянный, имя ему Гелон...“
     Если не представляется возможным установить, какую реку разумел в целом Геродот под именем Танаис, то нет возможности установить и границы, разделявшей сарматов от царских скифов. Не представляется возможным установить и территории сарматов (приблизительно территория Казакии). Если под будинами можно считать этническое имя какого-то народа, по мнению одних — славян, других — финнов, то названия — скифы царские и сарматы современные историки склонны считать государственно-политическим и территориальным, аналогично тому, каким до недавнего времени было название — русский. Является спорным, не представляли ли сарматы и царские скифы (народы, входившие в состав тех и других) этнического родства, по крайней мере, в культурно-бытовом отношений: те и другие были кочевниками, в противоположность скифам-пахарям:
     Мало положительных данных находится о Казакии и у позднейших греческих и римских писателей, за исходную точку бравших Геродота. Появляются новые названия, но является вопросом — названия ли это вновь пришедших народов или только новые названия уже существовавших ранее. Преемственности народов установить не представляется возможным.
     Из общих исторических данных установлено, что господство в степной полосе Востока Европы около начала христианской эры перешло от скифов к сарматам, потом к готам, передвинувшимся с Балтийского побережья и, образовавшим государство (IV ст.), включавшее и западную часть Казакии. В V в. последовало нашествие гуннов из пределов Азии, которые разрушили государства готов, сами ушли на запад и образовали гуннское государство.
     Исторически установлено, что часть готов осталась в степной полосе и смешалась с аланами, а часть существовала в Крыму, как отдельная народность. В гуннах одни историки видят славян, другие — тюркские народности, третьи  — монгольские. В действительности гунны было и государственно-политическим названием, и в состав гуннского государства входили различные народности, и прежде существовавшие в степной полосе Восточной Европы, и вновь пришедшие из Азии (тюрки, возможно и монголы). Часть народов Гуннского государства, после ухода гуннов на запад, осталась в степной полосе. Можно с достаточной достоверностью полагать, что коренные народы в пределах Казакии существовали со времени, существования Сарматского государства; оставались они в пределах ее и во время готского и гуннского владычества. После ухода на запад из пределов степной полосы болгар и аваров (кабаров), народностей, безусловно, тюркских, в VII в. по P. X. в пределах степной полосы Востока Европы образовалась Хозарская империя, или каганат; в пределах Казакии было государственное ядро Хозарии.
     Несомненным является, что с начала христианской эры славяне и тюркские народы уже обитали в степной полосе Востока Европы от р. Дуная и до р. Яика *. первые жили преимущественно в западной ее части, а вторые — в восточной, т. е. Казакии; в бассейне же Дона с Донцем (нижней и средней частях их) жили и славяне и тюрки. Господство принадлежало последним. При передвижении народов на запад, из Казакии, с другими народами, уходили славяне и тюрки, но большая часть оставалась в пределах Казакии; оставалась всегда и часть вновь пришедших из Азии. Таким путём сохранялась культурная преемственность в Казакии, и происходило (через смешение) образование новых народностей.
     Предки казаков, безусловно, находились в пределах Казакии уже около начала христианской эры и они как предки народности, образовавшейся из смешения различных народностей, были многочисленны. Кроме установления общего, выше приведенного положения, нет возможности установить иных. Не представляется возможным установить ни этнического ни культурного преемства теперешних народов Востока Европы, в частности, и предков казаков от тех или иных народов, обитавших в степной полосе, ни самих этих народов.
    Историками до сих пор не может быть установлена принадлежность народов, упоминаемых греческими и римскими писателями, начиная с первого века христианской эры, не только к славянским или тюркским народностям, но и принадлежность тех или иных народностей, существовавших в степной полосе Востока Европы, к кавказской или монгольской расе.
культурную преемственность, этническую принадлежность можно установить лишь со времени образования Хозарской империи (с VII в.) Этим временем и должно ограничиться исследование о происхождении Казачества. Внедрение же в более отдаленные времена, в большие исторические глубины было бы извлечением и постановкой разных спорных исторических вопросов и приведением не положений, а, всего лишь, предположений разных историков, различных исторических точек зрений.
     Из более отдаленных времен устанавливается прочно лишь следующее историческое положение. Р. Дон и Волга имели мировое значение еще со времени существования Скифского государства: они представляли мировой водный путь из культурных стран древнего мира Востока и Запада (Малой Азии и Европы) в восточные и северные страны Востока Европы, богатые пушным зверем и металлами (Урал) и представляли один из двух существовавших в то время мировых путей из Европы в Азию (Индию). Как устанавливают археологические изыскания последнего времени, уже в начале христианской эры не только все Приуралье и Урал, но и центральная Азия — Монголия (изыскания полк. Козлова) находились под сильным культурным воздействием Греции. Области, прилегавшие к этому пути, т. е. Казакия, уже по одному своему географическому положению, представляя одно целое подвергались особо сильному влиянию и воздействию культурных народов Востока (Армении, Персии) и Запада (Греции и Рима).
     Влияние Греции и воздействие ее на Казакию, особенно в западной части ее, по непрерывности, глубине и широте было главным. Греческие колонии на берегах Азовского моря, из которых главные — Танаис, в устье Дона; Матрега (Матарха) и Фанагория, в устье Кубани, возникли в IV в. до Р. Хр., существовали во времена скифов и продолжали существовать и во времена Хозарии.
     Вновь приходившие из Азии' народы и оседавшие на территории Казакии, подвергались первоначально культурному воздействию уже живших на ней народов, у которых культурные позаимствования были уже часто претворенными в свою культуру, как например, у алан, а после подвергались и непосредственному влиянию Греции.
     Таким образом, территория Казакии, народы обитавшие в ней, находились под непрерывным воздействием различных культурных народов древнего мира. Она была на путях мировой торговли и сама входила в оборот ее и поэтому своему положению, несмотря на различие народностей, обитавших в ней, она представляла единое целое.
     Территория Казакии, народы, обитавшие в Казакии, являлись посредниками, как в торговле, так и во взаимном воздействии народов Европы и Азии, она являлась передовым форпостом европейской культуры (греческой и римской), а народы обитавшие в ней первыми проводниками ее среди народов обитавших в Азии, равно как и переселявшихся оттуда и оседавших в Казакии и вообще на Востоке Европы.

календарь-альманах «Вольное Казачество»
на 1930 год
стр. 25-27

Комментариев нет:

Отправить комментарий